Способы отбора материалов при освещении
военных конфликтов средствами массовой информации США проанализировали
ученые из Пенсильванского университета, сообщают «Новости Америки».
Причиной проведения исследования стала реакция американского
минобороны на критику со стороны СМИ, обвинявших Пентагон в ограничении
доступа журналистов в зоны боевых действий с участием вооруженных сил
США. В 2003 году руководство военного ведомства предложило направить
репортеров в свои боевые части — корреспонденты даже проходили курс
молодого бойца, готовясь переносить все тяготы и лишения военной службы
наравне с обычными солдатами.
В рамках исследования было проанализировано 742 статьи,
опубликованные 67 ведущими газетами и информагентствами страны в период с
19 марта по 1 мая 2003 года, то есть во время боев между регулярной
армией Ирака и войсками антииракской коалиции. При этом, авторы статей
были разделены на три группы: в первую вошли журналисты, которые
продвигались в рядах войск коалиции, во вторую — работавшие в Багдаде, в
третью — независимые.
Основная масса (93,2 процента) материалов журналистов, действующих в
составе войск, была посвящена освещению действий военнослужащих и
интервью с ними. Авторы исследования объясняют это не пристрастностью
военных репортеров, а физической невозможностью получать информацию из
иных источников. В свою очередь, журналисты, работавшие в Багдаде, и их
независимые коллеги чаще обращались к иракским источникам
(соответственно, в 75-ти и 73,1 процента публикаций). Заметные различия
были отмечены и в тематике — так, военные репортеры, в отличие от
«багдадцев» и независимых, крайне редко сообщали о жертвах среди мирного
населения и разрушениях.
При всем этом на первые полосы газет намного чаще (71 процент
случаев) попадали материалы «войсковых» корреспондентов, хотя многие
американские СМИ пользовались услугами представителей всех категорий. В
публикациях «Washington Post», например, 55 процентов материалов
принадлежало перу военных журналистов, 29 процентов поступило от
независимых, а 15 процентов — от «багдадских». А «USA Today» 100
процентов всех опубликованных на ее полосах материалов об иракской войне
получила от корреспондентов, находившихся в рядах американских войск.
Главный вывод исследования: журналисты, работающие среди солдат,
имеют намного больше шансов опубликовать свои материалы, а собранная ими
информация куда более доступна для общества.
|