Американский писатель Трумен Капоте, автор бессмертного романа «Завтрак у Тиффани», был известен современникам как неприкрытый алкоголик, наркоман, гей и гений. Первые три эпитета достаточно целомудренно иллюстрирует дебютный фильм режиссера Беннетта Миллера, о котором рассказывает вчерашний выпуск «GZT.RU». А уж, в чем именно проявилась гениальность Капоте, зрителю остается решать самому.
Фигура этого человека, несомненно, заслуживает фильма в свою честь. Скандалист, сплетник и декларированный гомосексуалист водил дружбу с самыми яркими знаменитостями своего времени, начиная с Теннеси Уильямса и Монтгомери Клифа и заканчивая Эрролом Флинном и Мэрилин Монро. Причем в случае Уильямса и Флинна «водил дружбу» означает также «делил постель». Усиленные поиски развлечений не мешали Трумену быть действительно хорошим писателем. Фильм Миллера рассказывает об одном, возможно, самом важном эпизоде из жизни Капоте — из того времени, когда он собирал материалы для документальной повести «Хладнокровное убийство». Эта книга стала первым серьезным произведением в жанре нон-фикшн, или невымышленного романа, и была признана одной из важнейших в истории американской литературы.
Капоте (без преувеличения гениальная роль Филиппа Сеймура Хоффмана) берется за расследование жестокого убийства. Расследование не полицейское, а психологическое. 15 ноября 1959 года на небольшой ферме в Канзасе двое бродяг, Перри Смит и Ричард Хикок, из-за пригоршни долларов расстреляли семью из четырех человек в их собственных постелях. Капоте, работавший тогда в журнале «Нью-Йоркер», убеждает свою давнюю приятельницу Нелли Харпер Ли (Кэтлин Кинер играет писательницу, которая вскоре тоже издаст главную книгу своей жизни — «Убить пересмешника») поехать вместе с ним и на месте разобраться, что к чему. Ради того чтобы книга увидела свет, писателю приходится собрать более шести тысяч страниц записей и потратить шесть лет жизни. А самое главное — приходится стать доверенным лицом одного из убийц, индейца-полукровки с тяжелым детством Перри Смита (Клифтон Коллинз-младший).
Снятая в приглушенных тонах, зябкая и зыбкая картина Миллера ухитряется, не повышая голоса и не эпатируя жестокими подробностями, без сальностей и морализаторства, рассказать сразу несколько историй. Прежде всего, это своеобразный портрет эпохи, когда для журналов и газет сочиняли настоящие писатели. Сочиняли не в смысле кропания раз в неделю колонок ни о чем — они разыскивали материал для репортажей и превращали его в литературу самого высокого класса. В фильме присутствует довольно важная фигура — канзасский шериф Элвин Дьюи (Крис Купер), который на дух не переносит нью-йоркского либерала и педераста Капоте, но все-таки помогает ему собирать подробности для книги.
Вместе с тем, это и рассказ о том, как выдающийся человек в необычных обстоятельствах меняет эти обстоятельства, приспосабливая их под свой калибр. Ради сочинения книги, которая «навсегда изменит отношение людей к литературе», Капоте способен променять богемную нью-йоркскую жизнь на прозябание в провинциальных отелях, готов раздавать взятки тюремщикам и входить в камеру смертника. А еще это и фильм о том, какую цену приходится платить писателю. Капоте приручает Перри Смита, частично приманив обещанием посмертной славы, частично проникнувшись искренней симпатией («У меня такое ощущение, как будто он рос в том же самом доме, что и я, только я вышел через парадную дверь, а он через черный ход»). Приручив, начинает чувствовать за него ответственность. Давать надежду человеку, приговоренному к неминуемому повешению, оказывается неподъемной ношей даже для такого искушенного циника. Казнь Перри Смита завершила историю «Хладнокровного убийства», принесла Капоте славу и навсегда похоронила его способность к сочинительству.