Английский писатель Салман Рушди (Salman Rushdie) призвал к «мусульманской реформе», которая, по его мнению, позволит исламу вписаться в современность. Об этом со ссылкой на AFP сообщает сегодня французская «Le Monde».
Писатель убежден, что открытость религии в значительной мере улучшила бы отношения с Западом и снизила степень отчуждения, которое, в частности, стало причиной того, что молодые мусульмане из числа британских граждан стали смертниками и совершили в июле в Лондоне теракты, унесшие жизни 52 человек помимо самих террористов.
После того, как основатель и духовный лидер Исламской Республики Иран аятолла Хомейни в феврале 1989 года издал против писателя фатву, призвав мусульман к физическому уничтожению автора «Сатанинских стихов» и оценив его голову в 2,8 миллиона долларов (1988), Салман Рушди был вынужден уйти в подполье. Романист-«отступник», родившийся в 1947 году в Индии в мусульманской семье. В 1998 году иранское руководство аннулировало фатву Хомейни, стремясь ослабить напряженность в отношениях с Западом, однако многие мусульманские фанатики продолжают считать, что слово аятоллы священно и отмене не подлежит. Результатом преследования Рушди экстремистами стала гибель переводчика «Сатанинских стихов» на японский, были ранены итальянский переводчик и норвежский издатель книги, а возле британских магазинов «Penguin Books», продававших роман, прогремели взрывы.
«Мусульманская реформа необходима для того, чтобы бороться не только с идеологами джихада, но и с погрязшими в пыли и затхлости религиозными школами традиционалистов. Нужно широко распахнуть окна закрытых объединений и впустить в них поток свежего ветра, в котором они так нуждаются», — пишет Рушди. По его словам, в Великобритании многие мусульмане живут за пределами сообщества и существование в таких маргинальных кругах весьма способствует развитию ощущения отчужденности в душах молодых людей. Лишь очень малое число мусульман имело возможность изучать Коран как исторический документ — и теперь настала пора дать последователям ислама эту возможность, утверждает писатель.
«Основанность ислама на божественной непогрешимости текста Корана делает невозможным любой аналитический подход к нему, — настаивает Рушди. — Почему Аллах в Коране учитывал социально-экономические факторы Аравии VII века?.. Если же рассматривать Коран как исторический документ, то было бы вполне закономерно интерпретировать его таким образом, чтобы приспособить к новым условиям новых эпох».
Последняя книга Салмана Рушди называется «Шалимар-клоун» и рассказывает об истории молодого мусульманина Кашемира, который под влиянием экстремистски настроенного имама становится террористом.