Группа под управлением доцента кафедры библиотековедения и теории чтения Санкт-Петербургского университета культуры и искусств, президента регионального отделения Ассоциации школьных библиотек России Ольги Старовойтовой изучила особенности профессионального и досугового чтения учителей, сообщает «Независимая газета». В ходе этого исследования, проводившегося в трех регионах России, были опрошены по 64 пунктам более шестисот преподавателей российских учебных заведений.
Выяснилось, что больше всех читают сегодня учителя начальной школы и преподаватели новых дисциплин (МХК, ОБЖ и других предметов). То есть те, кто не имеет специального педагогического образования, а пришли в школу в результате школьных реформ и разных экономических обстоятельств. Бывшие научные сотрудники, инженеры читают много, потому что в своей предметной области привыкли постоянно совершенствоваться. В их прежней профессии существовало правило: если специалист не обращается в течение двух лет к профессиональной периодике, он теряет свою квалификацию. Меньше всех, по данным опросов, читают преподаватели литературы (разумеется, есть исключения) — они настолько уверены в своем полученном еще в вузе сильном литературоведческом образовании, что потребности перечитать что-то на современном этапе жизни у них порой и не появляется. Современную литературу они тоже читают мало. Почему? В большинстве случаев учителя являются посетителями всего двух библиотек. Одна из них — школьная. Но после того как в конце 1980-х годов была разрушена централизованная система доставки художественных книг в школьную библиотеку, выбор книг там крайне мал. В домашние же библиотеки учителя стараются покупать в основном книжки для своих детей. Педагогическую литературу покупает каждый пятый учитель из опрошенных.
Увы, учителя не готовы обсуждать с детьми прочитанное ими. Почему? Они утратили свою читательскую квалификацию. Современные дети более информированы о книжных новинках, чем их наставники. В этом кроется и причина большинства школьных конфликтов, которые чаще всего оказываются конфликтами информационных ресурсов. Если получается, что ученик владеет значительно большими ресурсами (не академическими знаниями, а ресурсами), чем учитель, то есть и почва для конфликта.