Не так давно археологи, работающие в районе Мертвого моря, обнародовали сенсационные данные, полученные в ходе изучения так называемых кумранских рукописей, которые находят в пещерах западного побережья Мертвого моря, начиная с 1947 года, сообщает «Yтро.ru».
Языковой диапазон примерно 600 сохранившихся текстов, начертанных на коже, папирусе, глиняных черепках, медных и деревянных табличках, невероятно широк: там встречаются древнееврейский, арамейский, набатейский, греческий, латинский, сирийско-палестинский и арабский языки. А отдельные фрагменты, кроме того, отличаются еще и по времени создания и тематике. Многие тексты носят религиозный характер и отражают сущность верований древних израильтян.
Ранее историки полагали, что сотворением этого уникального рукописного фонда человечество обязано ессеям — представителям общественно-религиозного течения, действовавшего в Иудее во II – I веков до нашей эры и считавшегося одним из основных предшественников христианства. Ессеи жили обособленными общинами, разделяя между собой имущество и продукты труда. Когда были обнаружены кумранские рукописи, исследователи решили, что на этом месте некогда находилась именно ессейская община.
Но современные археологи, долгое время проработавшие в районе Мертвого моря, опровергают эту гипотезу, бытовавшую с середины XX века и уже вошедшую во все вузовские учебники и справочные пособия по археологии и древней истории. Как оказалось, то, что раньше считали остатками трех кумранских поселений, на деле некогда представляло собой огромный древний завод по производству керамики. Под землей обнаружилась сложная система специальных водоемов, в которых глина проходила все этапы технологического процесса. К моменту, когда древние римляне разрушили Кумран при подавлении восстания местных жителей (68 г. н. э.), центр гончарной промышленности находился в этой области не менее столетия. А до того, говорят археологи, там было одно из укреплений восточной границы израильских земель.
Профессор-востоковед Норман Голб из Чикагского университета, давно уже критикующий «ессейскую» теорию, горячо поддержал сделанные археологами выводы. Он напомнил: невероятное разнообразие религиозной тематики доказывает, что авторами текстов не могли быть исключительно ессеи. К тому же, ни в одном из документов духовного содержания нет упоминания об обете безбрачия, активно пропагандировавшемся ессеями. Доктор Голб предполагает, что памятники древней письменности были созданы представителями различных общин, которые, спасаясь от нашествия римлян, для сохранности поместили свитки и таблички в многочисленные пещеры на берегу Мертвого моря. Поскольку Кумран в то время находился аккурат на пути из Иерусалима к морю, там могли останавливаться беженцы, принадлежащие к различным племенам.
|