Главная » 2011»Май»8 » Издательский бизнес в России — на грани кризиса
23:48
Издательский бизнес в России — на грани кризиса
Совместный семинар с предприятиями торговли печатными изданиями готовит представительство Ассоциации книгоиздателей России по Уралу и Сибири (ПАКРУС), сообщает ИА «Новый Регион – Екатеринбург».
По мнению руководства ПАКРУС, уральский книгоиздательский бизнес находится в настоящее время на грани кризиса, поскольку 90 процентов книжных тиражей и наименований приходится на Москву и Санкт-Петербург. Уральские издательства выживают только за счет «непродажных» памятных альбомов и рекламных буклетов для предприятий. Многие издатели предрекают скорое начало кризисной ситуации, первыми признаками которой, по их мнению, являются изобилие книг на прилавках и их низкая цена. Средняя цена книги в сегодняшней России составляет примерно 4 доллара, тогда как, скажем, в Германии и США она колеблется в пределах 15 – 17 долларов. При этом около 40 процентов книг остается на складах, т. е. имеет место факт затоваривания рынка. Крупнейшие книжные магазины Екатеринбурга переходят на такую логистическую систему, чтобы товар поступал ограниченными партиями и по заказу.
В данный момент на территории Свердловской области работает 127 специализированных книжных магазинов, 39 из которых — в самом Екатеринбурге. Зато в ряде городов с населением менее 100 тысяч жителей, не говоря уж о сельских населенных пунктах, таковых нет вообще. С другой стороны, в Свердловской области, по данным ПАКРУС, зарегистрировано более ста издательских домов, значительная часть которых фактически представляет собой нечто вроде «домашних» типографий при крупных предприятиях и не относится к объектам значимого бизнеса. В последние годы на рынке лидирует издательство «У-Фактория», которое ориентируется исключительно на так называемую коммерческую литературу и успело прославиться своей скандальной продукцией, против которой выступали ФСБ и Госнаркоконтроль: «Невесты Аллаха», «Марихуана — запретное лекарство» и т. п. К числу крупных издательствам относятся также ИД «Сократ», «Банк культурной информации», «Пакрус» и «Автограф».
Юрий Яценко, директор издательства «Банк культурной информации», работающего на рынке 16 лет и специализирующегося на научно-методической и классической художественной литературе, считает, что у отрасли сейчас имеется несколько путей развития: сокращать тиражи, повышать цены, уменьшать число наименований и переходить на качественную продукцию, отказываясь от «бульварного чтива». Тем не менее, именно последнее составляет до 50 процентов прибыли книжного магазина. В текущем сезоне, например, выручку сделали «Код Да Винчи» Дэна Брауна и «Sex в большой политике» Хакамады, идущие после дорогостоящих альбомов с репродукциями и фотографиями. За ними следует карманное чтиво «для электричек».
Представители книгоиздательского и книготоргового рынка уверены, что книга не просто товар, а социальный фактор. Поэтому необходимо ввести льготную систему аренды для книготорговых организаций, как в развитых странах, и нулевую ставку НДС. Или хотя бы снизить ее с 10 до 5 процентов.