Завершила работу Международная научная конференция «Русская
фантастика на перекрестке эпох и культур», проводимая Союзом писателей
России и Московским государственным университетом имени М. В.
Ломоносова.
В работе форума приняли участие специалисты в области современной и
классической фантастики из ведущих вузов различных регионов Российской
Федерации, критики, издатели и представители общественных организаций.
Не обошли вниманием конференцию и зарубежные литературоведы. Научное
мероприятие такого рода — явление в России уникальное: своих
представителей в Москву направили Римский университет LaSapienza,
Университет Нового Южного Уэльса, Сорбонна – Париж IV, берлинский
Институт общего и сравнительного литературоведения им. Петера Сонди,
университеты и общественные организации Болгарии, Польши, Израиля,
Канады, Украины, США, Германии и Латвии.
Российская фантастика пользуется заслуженным уважением во всем мире.
Светлана Самохина-Труве из Франции поведала о популярности произведений
советского писателя-философа Геннадия Гора среди студентов факультета
славистики Сорбонны, Лариса Королёва из Сиднея рассказала о том, что ее
студенты в своих работах обращаются к «Дозорам» Сергея Лукьяненко, а
Матиас Швартц из Берлина специализируется на советской фантастике 60 –
70-х годов.
На конференции работали секции филологических, социально-культурных и
философских аспектов фантастики. Диапазон научных докладов и дискуссий
простирался от классических филологических изысканий в творчестве
Пушкина, Достоевского, Апухтина, Амфитеатрова до братьев Стругацких,
Олди, Камши, Семёновой, утопий и антиутопий, киберпанка и
категориального аппарата фантастики. Руководил филологами итальянский
профессор Стефано Бартони.
Среди тематики выступлений, связанных с социально-культурологическими
аспектами, обсуждались вопросы экранизации фантастических произведений,
религиозных тем, альтернативной истории, социальной прогностики и
педагогических идеалов в современной фантастике. Профессор Борис Ланин
(Москва), возглавлявший работу данной секции, отметил важную роль
фантастики в современной культуре и выразил надежду, что подобные
мероприятия помогут более четко выявить эту роль.Философская секция
определяла фантастику как способ познавательной практики, выясняла
модальность фантастического, разбиралась с фантастической онтологией и
обращалась к творчеству Ефремова и Стругацких, Гора и Пелевина,
Лукьяненко и Лавкрафта.
Почетными гостями конференции стали именитые представители
фантастического цеха, в том числе обладатель практически всех наград за
фантастические произведения волгоградец Евгений Лукин, «нечаянный отец
жанра современной российской фэнтези» Святослав Логинов и нестареющий
Геннадий Прашкевич.
В рамках культурной программы участники конференции получили редкую
возможность побывать на камерном концерте Евгения Лукина, известного еще
и в качестве прекрасного автора-исполнителя. Участвовал в концерте друг
и герой его песен Михаил Шелаев. Песни Лукина оказались хорошо
понятными даже иностранцам, хотя и посвящены сугубо российским реалиям.
На состоявшемся 23 марта круглом столе в Союзе писателей России
фантастоведы встретились с руководителями Союза и подвели официальные
итоги.
Сегодня трудно найти популярное произведение, в котором не
присутствовали бы элементы фантастики. Кино, музыка, телевидение,
реклама используют фантастические детали, бывшие ранее достоянием одних
лишь фантастов. Да и окружающая нас реальность становится с каждым днем
все фантастичнее. Сознание современного человека во многом
мифологизировано именно фантастикой. Именно поэтому в наше тесно
сближающееся с фантастикой время необходимо уделять этому жанру самое
пристальное внимание и детально его исследовать.
|