Главная » 2011 » Май » 10 » «Ottakar"s» выходит за «Waterstone"s»
12:34
«Ottakar"s» выходит за «Waterstone"s»
На книжном рынке Великобритании грядет радикальное изменение ландшафта — лидер национальной книготорговой сети «Waterstone's» собирается выкупить занимающий вторую позицию независимый канал распространения издательской продукции «Ottakar's». Как сообщала в понедельник 5 июня французская «Le Monde», административный совет «Ottakar's», признал покупательное предложение в 92 миллиона евро «справедливым» и рекомендовал акционерам его принять. Ожидается, что сделка будет совершена относительно быстро, особенно с учетом отсутствия возможных конкурентов.
Приобретение однозначно усилит монополизацию внутри сектора. Ведущей маркой здесь остается «WH Smith» с 545 магазинами, однако данное предприятие специализируется в основном на распространении печатной периодики. Что же касается «Waterstone's» (190 магазинов) и «Ottakar's» (141 магазин), то в результатом их объединения станет появление крупнейшей в стране сети книжных магазинов, охватывающей 22 процента рынка и намного опережающей «Borders» (67 магазинов).
Нельзя не отметить, что данная перегруппировка станет своего рода эпилогом сражения, разгоревшегося в сентябре 2005 года, когда «Waterstone's» сделала свое первое предложение. Уже в декабре группа издателей и авторов выступила против выводов комиссии по контролю за конкуренцией, решившей, что идея союза между распространителями идет вразрез с интересами публики.
Инициаторы слияния «Waterstone's» (которая, в свою очередь, является собственностью музыкальной группы HMV) и «Ottakar's» рассматривают этот шаг как единственную возможность противостоять двум крупным соперникам: супермаркетам, которые благодаря огромным скидкам за три года удвоили свои продажи (8 %), и интернет-дистрибьюторам вроде «Amazon» (12 процентов рынка).
Известие о предстоящем исчезновении бренда «Ottakar's» (и это, в общем-то, естественно) крайне негативно воспринимается немалым числом издателей и авторов. С другой стороны, выбора у владельцев и руководства «Ottakar's» практически не было. В 2005 году сеть понесла немалые потери в ходе ценового противостояния с усилившейся «Waterstone's» и, главным образом, развития системы интернет-продаж и супермаркетов. Как с грустью констатирует соучредитель «Ottakar's» Джеймс Энидж (James Heneage), такая трансформация рынка угрожает, прежде всего, специализирующимся на книгах дистрибьюторам. «Рынок не настолько крепок чтобы прокормить двух гигантов», — соглашается с ним директор книжного фестиваля «Hay» Питер Флоренс (Peter Florence).
Издатели и авторы, со своей стороны, высказывают опасения, что нынешнее слияние сократит предлагаемый читателям ассортимент и повлечет закрытие определенного количества небольших книжных магазинов. Литераторы (в основном начинающие прозаики) жалуются на трудности с поисками издателя; издатели же в ответ сетуют на ограничение своей свободы интересами дистрибьюторов. Тем не менее, если судить в целом, то рынок английской книги развивается пока очень даже неплохо: так, в 2005 году было продано 216 миллионов книг (+ 3 %) и издано 180 000 новых названий.