Антологию американской поэзии 1950-60-х годов «День смерти Леди
День» выпустило издательстве «Фолио». Главным героем сборника оказался
украинец - составитель, переводчик и автор необъятного предисловия Юрий
Андрухович.
Семьдесят стихотворений, собранные Юрием Андруховичем в антологию,
претендовать на полноту представления американской поэзии середины века,
понятно, не могут. 50-60-е годы в литературе США вообще трудно
представить без поэтических гигантов Томаса Стернза Элиота и Роберта
Фроста или таких крупных фигур, как Уильям Карлос Уильямс, Уоллес
Стивенс и Сильвия Платт. У составителя украинского сборника задача была
явно скромнее: набросать портрет одной поэтической группы, расцвет
которой пришелся как раз на эту эпоху. Еще точнее: это портрет эпохи,
которая через одну группу сумела сказать как раз то, что Юрий Андрухович
хотел услышать.
Герои антологии - девять поэтов, представляющих поколение битников.
Географический разброс - от западного побережья (круг Лоренса
Ферлингетти - литератора, издателя, литературного менеджера из
Сан-Франциско) до нью-йоркской поэтической школы и выходцев из южных
штатов, объединившихся в группу Black Mountain School. Никакого
разделения на лидеров и аутсайдеров, все участники сборника - фигуры
первого ряда. Группой, со своими манифестами и узнаваемой манерой
письма, их сделало желание иметь своего читателя - проблема для
американской поэзии и полвека назад, и сегодня довольно актуальная.
Формальная
общность для выделения «новых диких» в самостоятельное поколение
очевидна: значительно большая, чем у предшественников, раскованность
языка, нелюбовь к заумным метафорам, желание напрочь избавить
стихотворную речь от «литературности». Стихотворение пишется не для
того, чтобы его разбирали в университетской аудитории, а для того, чтобы
слушали на площадях,- с этим лозунгом битники вошли в литературу. По
другую сторону Атлантики и на полвека позже повторилась ситуация с
европейскими футуристами: потребовалось срочно распрощаться с
литературными авторитетами и сделать поэзию стихийно-пророческой, то
есть тоже невнятной, но совсем по-другому, чем раньше.
Смысловым
центром антологии стала подборка стихотворений двух самых громких
поэтов поколения, Аллена Гинзберга и Фрэнка О'Хары. Биография Аллена
Гинзберга - сама по себе почти полный кодекс битника: острое переживание
изгойства (потомок эмигрантов, еврей), культ джаза, дзен-буддизм, отказ
от собственности и, как следствие, кочевая жизнь, конфликты с законом
(самый известный относится к 1957 году, когда в Сан-Франциско судили его
стихотворение «Плач»). Фрэнк О'Хара больше связан с изобразительным
искусством, его образы более пластичны, конкретны. Поводом для написания
стихотворения у него чаще всего становится конкретное событие
(например, сообщение в газете о смерти джазовой певицы Билли Холлидей,
выступавшей под псевдонимом Леди День). По ходу развертывания сюжета
выясняется, что единственным предметом стихотворения может быть сама
возможность поэтической речи, в перспективе, как и героиня, обреченной
на смерть, немоту (смысловой ход, позаимствованный Фрэнком О'Харой у
Бориса Пастернака, творчество которого он особенно ценил).
Собственную
сверхзадачу Юрий Андрухович довольно четко проговаривает в предисловии.
Сборник задуман главным образом ради параллели: их 50-е годы - наши
90-е, освобождение от традиций британской литературы в США - ослабление
влияния русской поэзии на Украине. Бросятся ли украинские стихотворцы
эту директиву исполнять, пока не понятно. Стоит перечитать сборники
самого Юрия Андруховича, чтобы убедиться, что поэты с директивами вообще
не очень ладят.
|