Масахико Симада, один из лидеров японской «новой волны», родился в
1961 году. Во время учебы в Токийском университете иностранных языков он
написал рассказ «Дивертисмент для левых», который был номинирован на
премию Акутагавы. В следующем, 1984-м, году Симада получил премию Номы
за свой первый роман «Музыка для королевства сомнамбул». В 1992 году он
стал обладателем престижной литературной премии Идзуми Кёка за
провокационный роман «Хиган-сэнсэй».
Являясь автором более полусотни романов, рассказов, эссе, пьес,
Масахико Симада не замыкается в цеховых рамках книгописания,
распространяя свои интересы на смежные области культуры. Он был
режиссером и актером в собственной пьесе, написал оперное либретто, поет
в мужском хоре. Музыка занимает едва ли главное место в его трилогии
«Канон, звучащий вечно», вышедшей в этом году на русском языке.
Мнение писателя о судьбе его книг в русском культурном контексте:
«Когда-то многие японские писатели находились под влиянием
Достоевского, Чехова. На стадии развития капитализма наши страны были
чем-то похожи друг на друга, и японской интеллигенции оказались знакомы
те муки и страдания, которые испытывала интеллигенция российская.
В наше время Япония несколько быстрее, чем Россия, вошла в
мировую экономику. И теперь своим примером демонстрирует модель
отношений с Америкой. Например, Харуки Мураками популярен в России,
наверное, потому, что та жизнь и мнения пти-буржуа, о которых он пишет,
нашли отклик в сердцах нового поколения разбогатевших русских.
Я не такой любитель Соединенных Штатов, как Мураками. Я и русский
стал учить во время холодной войны, из чувства протеста. А мой друг
Борис Акунин когда-то переводил американские криминальные романы, но это
был настолько неблагодарный труд, что он занялся написанием собственных
детективов, которые пришлись бы по вкусу и интеллигенции. Так он стал
автором бестселлеров.
Если в России сохраняется интеллектуальный уровень, благодаря
которому произведения Акунина превращаются в бестселлеры, то я надеюсь,
что и мои книги найдут здесь больше читателей, чем у себя на родине в
Японии.»
|