По оценкам «ROMIR Monitoring», сегодня блоги (интернет-дневники)
читают до 60 процентов пользователей десятимиллионного русского
Интернета. Личные страницы есть у известных писателей, телеведущих,
журналистов и других культурных деятелей, среди которых Сергей
Лукьяненко, Ник Перумов, Дмитрий Дибров, Виктор Шендерович, Марат
Гельман.
Впрочем, и у дневников гораздо менее известных персон есть такое
множество читателей, что издатели решили: под ногами у них золотые
россыпи. И взялись за публикацию «живых журналов». Первая попытка была
предпринята год назад издательством «Emergency Exit». В серии
«Внутренний голос» вышли четыре книжки по три тысячи экземпляров;
издательство хвалилось раскупленными тиражами, обещало допечатки, но
затем как-то скисло.
Однако начинание было продолжено — книги жж-юзеров выходили в
издательствах «Memories», «Геликон Плюс», «Снежный ком», причем, как и
во «Внутреннем голосе», это были отрывки, литературные эксперименты,
подвергшиеся редакторской обработке.
Заметного успеха ни одна из них не имела, единственным удачным
книжным проектом, «родившимся» в Интернете, была книга Максима Кононенко
«Владимир Владимирович™» (М.: КоЛибри, 2005). Впрочем, издатель Сергей
Пархоменко не связывает успех книги, распроданной 25-тысячным тиражом, с
успехом одноименного блога: «Ничто ничем не предопределено.
Популярность определенного проекта в Интернете — это не залог успеха, а
вспомогательный фактор, который умное издательство может эффективно
использовать».
В этом году «КоЛибри» сделало еще один шаг в том же направлении и
тоже удачно: пять тысяч тиража выросшей из блога кулинарной книги
Сталика Ханкишиева «Казан, мангал и другие мужские удовольствия»
разошлись за два месяца, и к сентябрю книгу допечатают таким же тиражом.
Пытаются не отстать и другие издательства: «Центрполиграф» запустил
крупную серию публикаций блогов как молодых, так и статусных
интернет-авторов — «Письм@ моих друзей». «У публикации «живых» дневников есть огромный потенциал – не только литературный, но и социальный, — считает Олеся Лопаносова, автор проекта. — Ведь
людям интересны другие люди, живое и откровенное общение. Именно
поэтому сейчас особую популярность набирает открытая дневниковая форма, и
наша цель состоит в том, чтобы найти таких авторов и представить их
широкой публике. Это не совсем дневники, потому что дневниковый материал
обрабатывается и дописывается для публикации. Мы называем этот жанр
блог-роман».
Любопытно сравнить эту ситуацию с англоязычным книжным рынком, где
придумали даже специальное слово blook, обозначающее изданный в виде
книги блог (blog+book). Правда, в списке самых знаменитых блуков
литературных экспериментов нет: читательский интерес делят между собой
блогописатели из горячих точек, юные порнографы и сетевые кулинары.
Записки бывшей работницы Белого дома, военных корреспондентов из Ирака и
анонимных иранских феминисток — вот самые популярные англоязычные блуки
на сайте «Amazon.com».
Но отечественные издатели как будто ставят перед собой другую задачу:
не публикацию потенциальных бестселлеров в жанре non-fiction, а поиск
новых серьезных авторов, не развертывание интернет-пространства в
«реальную» жизнь, а расширение пространства литературы за счет новых
форм.
«Я не исключаю возникновения в интернет-пространстве новой
литературы, хотя, вероятнее всего, это будут новые писательские имена, а
не новая литературная форма, — считает писатель Сергей Лукьяненко, автор одного из самых популярных блогов. — Но
интересный электронный дневник не обязательно будет интересной книгой.
Ведь главное в блогах — сиюминутность, то, что они живут живой жизнью,
откликаются на конкретные события и ситуации. Именно поэтому многие
дневники потеряют свое очарование на бумаге. Хотя как форма они имеют
право на существование, ведь публиковать можно даже квитанции из
прачечной, но если это будет сиюминутно, то сиюминутно же и отомрет».
Понятно, что для состоявшихся писателей, таких как Лукьяненко и
Перумов, блог — это прежде всего средство общения, а не место приложения
литературных амбиций. Между тем молодые авторы оттачивают в блоге свое
литературное мастерство. «Блог хорош, на мой взгляд, тем, что он
интерактивен. Каждый кусочек моментально оценивается аудиторией, я
получаю обратную связь и могу оценивать, куда и как двигаться дальше,
— рассказывает Мария Скатова (mariushka), книжка которой «Повесть о
ненастоящей журналистке» стала одной из первых в блоговской серии
издательства «Центрполиграф». — Поэтому, мне кажется,
интернет-дневники имеют право на публикацию. Но все же это не книги, и,
если автор хочет большего, ему, скорее всего, придется перерасти
интернет-писательство мозаичными кусочками».
Так станет ли блог новой формой литературы? Скорее всего, нет, но
сможет дать литературе новые имена, считает издатель Сергей Пархоменко: «В
явлении блоголитературы нет ничего невероятного. Это частный случай
общего обстоятельства, которое состоит в том, что сейчас все больше
ценится скаутская работа, то есть поиск авторов. И Интернет — это еще
один инструмент поиска. А блогописание — еще один способ представить
себя, свой талант, свой взгляд на мир. Так что я бы советовал молодым
авторам писать блоги, чтобы зарекомендовать себя. А вот смысла в
перепечатывании "живых дневников" я не вижу — даже самый талантливый
блог требует серьезной редакторской переработки».
|