Ян Каплики, профессиональный архитектор, в 1968 году покинул
Чехословакию и перебрался в Великобританию, где в 1978 году основал
студию архитектуры и дизайна «Системы будущего». Каплики реализовал в
нескольких странах ряд смелых проектов и заслужил некоторое признание.
Но в родной Чехии ему до сих пор ничего воздвигнуть не удавалось.
Тем временем в Праге с 1980-х испытывала трудности Чешская
национальная библиотека — ей перестало хватать места для самой себя. В
конце концов принципиальное решение о строительстве нового здания было
принято на самом верху. И в июне 2006-го стартовал международный
конкурс, проводившийся по всем правилам Международного союза
архитекторов (UIA).
В творческое соревнование включились 355 архитекторов со всего света,
а студия Каплики, для начала пробившись в число восьми финалистов, в
первых числах марта этого года была объявлена победителем. Жюри всё-таки
не смогло устоять перед футуристическим проектом огромной
зелёно-фиолетовой медузы, глядящей на город одним большим стеклянным
глазом.
«Лично я думаю, что это самое оригинальное заявление на конкурсе, которое и сравнить-то не с чем, — призналась глава жюри Ева Йирикна. — Я
просто потрясена, сколько изобретательности, сколько усилий и сколько
таланта было вложено в данный проект. Это самое многообещающее
архитектурное решение из всех, что нам предоставили».
Торжествующий Ян Каплики признался, что это самое важное событие в его жизни, а он горд и счастлив вернуться на родину: «Это не самое большое, но самое сложное моё здание, — сообщил архитектор. — И оно замыкает круг, который я начал здесь и здесь же закончил».
Что касается публики, то с ней всё понятно — придумать ехидное
прозвище для столь «кислотного» сооружения труда не составляет. Помимо
очевидных осьминога с медузой библиотеку сравнили, к примеру, с носом
гоблина.
Тут же газетные полосы запестрели колонками деятелей культуры и
искусства. Основной лейтмотив их выступлений такой: Прага, конечно,
нуждается в хорошей современной архитектуре, но, наверное, всё же не в
такой; подобные здания должны находиться подальше от центра города.
Но, похоже, больше всего Каплики досталось от коллеги — пражского
архитектора Радека Мартисека, который в конце апреля опубликовал
разгромную статью о проекте библиотеки, выявив в нём массу недостатков.
Эта статья попалась на глаза нынешнему президенту Чехии Вацлаву
Клаусу, который прочёл её и с изложенным в ней согласился. 3 мая
президент заявил, что он — против строительства такой новой библиотеки, и
выразил стремление предотвратить реализацию проекта: высказался в том
духе, что, мол, только через мой труп.
Господин Клаус сказал, что проект не лезет ни в какие ворота, то есть
абсолютно не вписывается в облик Праги и не соответствует её духу.
Глава государства также что-то пробурчал про упёртость, уродство и
чрезмерную самонадеянность.
Что бы произошло, случись подобное в России? Ну если б наш президент
такое сказал? Думается, любой архитектор бы заметно погрустнел, смирился
и, быть может, начал бы подыскивать другую профессию. Возможно, в
другой стране. А вместо здания-осьминога построили бы что-нибудь
«нормальное».
Тут бы и Каплики собрать чемоданы да укатить обратно в
Великобританию. Но нет — он решил «пободаться» с президентом и 15 мая
отправился в чешский сенат «выступать против возражений» Вацлава Клауса.
Архитектор сходу опроверг заявление первого лица о том, что проект
якобы имеет множество недостатков, и указал на «экологические аспекты
современной архитектуры».
Каплики отметил, что президент, среди прочего, раскритиковал
отсутствие в библиотеке обычных окон, из-за чего в здании должно
постоянно работать искусственное освещение, что как-то не «экологически
рационально». В ответ на это автор проекта напомнил, что дневной свет
вообще-то вреден для книг, особенно древних, так что окон в библиотеках
обычно не прорубают.
Поскольку Каплики также обвинили в недостатке опыта (скептики
раструбили, что из всех проектов Future Systems реализованы единицы), он
рассказал о построенных или принятых к возведению зданиях. В частности —
о музее «Maserati», спроектированном для Италии.
«Там мы тоже выиграли конкурс, и итальянский президент не возражал, — с иронией произнёс Каплики. — А
самый большой успех моей жизни — это "Selfridges" в Бирмингеме. Даже
английская королева смотрит на моё здание и не протестует».
Жаль, что ни единого представителя канцелярии президента в тот день в
сенате не было. Зато архитектора приветствовали примерно 200 «обычных»
зрителей.
Каплики также заявил, что эмоциональные дебаты вокруг новой библиотеки его дико раздражают: «Ругать
и громить всегда легко. Я уверен, что когда в Праге строилась церковь
Святого Николаса, тут тоже были революции. Я убеждён, что на первых
порах многие ненавидели Парфенон, и что не все любили "Empire State
Building". А сегодня всё это — популярно, это памятники архитектуры и
истории».
Девятиэтажная библиотека может быть построена к 2011 году и
обойдётся примерно в 93,2 миллиона долларов. На площади 35 тысяч
квадратных метров разместятся читальный зал, кафе, магазин и, конечно,
10 миллионов книг, 300 тысяч из которых будут доступны всем желающим.
Книги будут содержаться исключительно в подземном хранилище, откуда
их читателям станут доставлять «специальные роботы». Планируется, что
нужный томик можно будет получить через 3-5 минут. Сейчас на ожидание
уходят три часа. И придётся подождать — исхода боя архитектора со всей
президентской ратью. И конницей, конечно.
«Есть много очень важных вещей, которыми президент должен
заниматься — война и мир, голод и ожирение, и так далее. Это — всего
лишь здание, — поддержала Каплики председатель жюри Ева Йирикна. — И
я думаю, что главе государства лучше посвятить себя этим более важным
делам, а не борьбе с одним единственным зданием в Праге».
|