Наша страна всегда пользовалась славой страны читающей: культура
любви к книгам и чтению долгое время прививалась всем гражданам без
исключения и даже те, кто к чтению от природы равнодушен, были вынуждены
изучать хотя бы всех российских классиков в рамках школьной программы.
Сейчас объемы книжного рынка по-прежнему сохраняются, хотя, бесспорно,
акцент делается на издания книг современных авторов, многие из которых
вряд ли можно назвать образцом высокой литературы. Но, однако, это не
означает, что причащение к классике и высокой литературе полностью
остановилось, более того, оно вышло на несколько иной уровень, благодаря
появлению аудиокниг.
В нашей стране они пока не пользуются большой популярностью. Согласно
результатам опроса, проведенного по заказу компании «СИДИКОМ»,
постоянно покупают и слушают их лишь 6% из почти 10 тыс. опрошенных
граждан. Однако производители и продавцы полны оптимизма и рисуют
аудиокнигам радужные перспективы.
Почвой для подобного оптимизма является, с одной стороны, западный
опыт. В США, например, аудиокниги уже отвоевали у обычных около 30%
рынка и продолжают успешное наступление. Помимо этого, невольно
подстегнул рост интереса к данной продукции Владимир Путин, который
однажды обмолвился, что слушает «Курс русской истории» Василия
Ключевского и считает аудиокниги «хорошей формой» познания. Сразу после
этого в магазинах был отмечен рост спроса на книги, которые можно
слушать, а годовой тираж Ключевского был продан в считанные дни.
В пользу аудиокниг играет и активное развитие рынка техники,
воспроизводящей MP3-формат. Крошечные плееры, способные вместить большой
объем информации, в настоящий момент есть практически у каждого и,
вполне возможно, что многие с равным удовольствием будут слушать через
наушники не только музыку, но и книги, которые им необходимо или хочется
прочитать.
Специалисты прогнозируют, что уже в 2007 г. объем рынка
аудиолитературы составит 18-19 млн долларов (в 2006 г. он был порядка 10
млн долларов), причем крупнейшим игроком этого сегмента будет все тот
же «СИДИКОМ», удерживающий первое место по объему продаж.
Главными покупателями аудиокниг пока являются менеджеры, студенты и
школьники. Они слушают русскую и зарубежную классику, детективы,
исторические произведения, а последние таким образом осваивают
пресловутую обязательную школьную программу по литературе. Отдельное
место на рынке занимают аудиокниги со сказками, которые взрослыми
пользователями воспринимаются как перерождение классических пластинок
советских времен и охотно покупаются для маленьких детей. Причем цена
большинства книг на CD и MP3-дисках составляет примерно столько же,
сколько стоит в настоящий момент хорошо изданная книга — порядка 200
рублей.
Слушают же аудиокниги, если верить результатам опроса, в большинстве
случаев либо дома, либо в общественном транспорте, а автовладельцы часто
слушают литературные произведения в дороге, отдавая им предпочтение
перед музыкой.
|