Сегодня о романе «Мастер и Маргарита» известно почти все.
Роман был задуман Булгаковым в 1928 году, а первая страница была
написана 8 мая 1929 года. Тогда он назывался «Копыто инженера», но. Но
через год черновик романа полетел в огонь. Это был пик травли писателя в
прессе и гонений цензуры. Надо отдать должное Булгакову, он стоически
терпел удары, даже завел роскошный специальный альбом, куда наклеивал
разносы — их набралось больше 300! (и только 3 положительных отзыва).
В тот роковой день нервы не выдержали, он узнал, что его пьеса
«Мольер» запрещена к постановке. Булгаков распахнул дверцу буржуйки,
хотел было кинуть тетрадь в пламя, да вдруг задумался. Но кто поверит,
что роман о дьяволе был написан? После чего разорвал тетрадь на две
половины. Левую — оставил, а правую кинул в огонь.
Вот когда первый раз мелькнула в его голове мысль — рукописи не горят.
Сохранилось донесение неизвестного осведомителя ОГПУ от 28 февраля 1929 г., где речь идет о будущем «Мастере и Маргарите»: «Видел
я Некрасову, она мне сказала, что М. Булгаков написал роман, который
читал в некотором обществе, там ему говорили, что в таком виде не
пропустят, так как он крайне резок с выпадами, тогда он его переделал и
думает опубликовать, а в первоначальной редакции пустить в качестве
рукописи в общество и это одновременно вместе с опубликованием в
урезанном цензурой виде».
Вскоре, однако, Булгаков вернулся к роману, и писал его уже до конца
жизни, до самой последней точки. Жена писателя Елена Сергеевна
сохранила для нас ту священную минуту: это случилось 13 февраля 1940
года, за четыре недели до смерти, умирающий Булгаков писать уже не мог,
а только глухим голосом вносил поправки в рукопись, которую читала по
главам жена.
Дойдя
до сцены в Александровском саду, где, помните, Маргарита знакомится с
Азазелло в тот самый момент, когда мимо идет похоронная процессия с
гробом литначальника Берлиоза, где Маргарита спрашивает у демона: «Так
это, стало быть, литераторы за гробом идут?» Булгаков замолчал, и
сказал: «пожалуй, хватит». И уже больше к работе над текстом не возвращался.
Роман пришел к российскому читателю, когда минуло более четверти века
спустя после смерти писателя. Пришел и сразу стал событием не только
отечественной, но и мировой литературы.
К 40-летию публикации приурочена одно сенсационное событие в нашей
культуре - 15 лет после окончания съемок к зрителям выходит, наконец,
загадочный фильм режиссера Юрия Кары «Мастер и Маргарита».
Почему
15 лет фильм покоился в сейфе — одному черту известно. То ли
протестовал продюсер, то ли режиссер не хотел ничего сокращать, то ли
возникли проблемы с авторскими правами. Однако после триумфального
выхода сериала Владимира Бортко, Юрий Кара решил все-таки показать свою
версию легендарной книги... Фильм идет 4 часа. Это четыре серии для ТВ и
две — для кино. В главных ролях тоже звезды, как и у Бортко, только
другие. В роли римского прокуратора Понтия Пилата выступил Михаил
Ульянов, а роль Иешуа исполнил истовый Николай Бурляев, любимец
Тарковского, которого весь мир однажды узнал по роли мальчишки Ивана из
«Иванова детства». Образ Воланда досталось воплотить ироничному Гафту, а
Мастера сыграл актер Виктор Раков. Звездная роль красавицы Маргариты
выпала Анастасии Вертинской.
Критики, видевшие фильм Кары, дружно отмечают как одну из главных
удач роль поэта Ивана Бездомного в блистательном исполнении Сергея
Гармаша. И вообще ставят фильм выше экранизации Бортко. Здесь Иудею
снимали в Израиле, а Москву — не в Питере, а в Москве.
Наконец музыку к фильму сочинил Альфред Шнитке, это одна из последних его работ в музыке.
Будем надеяться, что скоро фильм выйдет к публике, которая в очередной раз оставит все дела, чтобы прильнуть к телевизору.
|