Будущий писатель появился на свет 1 декабря 1886 года в Ноублесвилле
(штат Индиана). Через несколько лет семья переехала в Канзас и
поселилась в Викарусе, где Рекс, шестой из девяти братьев и сестер,
пошел в школу. Вундеркиндом он не был, зато порадовал родителей победой в
конкурсе по правописанию и арифметике, проводившемся в их штате. Будучи
молодым человеком, он разработал программу накопления банковских
сбережений для школьников, которую приняли на ура в четырехстах
американских городах, и она принесла автору четыреста тысяч долларов. В
1906 году Рекс Стаут бросил учебу в университете Канзаса, поступил на
флот юнгой и прослужил два года на президентской яхте «Мейфлауэр».
После этого он сменил множество самых разных профессий.
Конюх, продавец в книжном магазине, менеджер отеля, гид по индейским
пуэбло в Санта-Фе, торговец сигарами в Кливленде — вот далеко не полный
список его достижений. Маловероятно, что такая обширная сфера интересов
Рекса Стаута была связана с желанием накопить жизненный опыт, который
мог бы ему потребоваться для создания вымышленных миров и персонажей.
Скорее любовь к общению и азартное стремление испытать себя толкали его к
переменам.
В 1927 году Рекс Стаут делает первый шаг на пути к писательской
славе: как многие начинающие беллетристы, он переезжает в Париж. Критики
довольно благосклонно отнеслись к молодому писателю, однако признание
читателей пришло к нему только спустя несколько лет. Диапазон тем,
занимавших Стаута в то время, как, впрочем, и на протяжении всей его
карьеры рассказчика, был так же широк, как и круг его бытовых интересов.
Он пробовал свои силы в самых разных жанрах — от традиционного романа
до научной фантастики, но основная масса его произведений — детективы.
Именно они принесли Стауту шумный успех, были переведены на 25 языков,
издавались и продолжают издаваться огромными тиражами.
Творчество Стаута в жанре детектива также отличается разнообразием,
включая как отдельные произведения, так и серии романов, а также
рассказы. Каждому из них присущи свои достоинства, но ничто не
выдерживает сравнения с эпопеей Ниро Вульфа и Арчи Гудвина.
Рекс Стаут впервые вывел своих героев на сцену в 1934 году.
С появлением романа «Фер-де-ланс» («Острие копья») армия поклонников
его таланта заметно увеличилась, и по мере того как экстравагантный
сыщик со своим остроумным помощником шествовали по страницам
детективного сериала из романа в роман, число почитателей их создателя
росло.
Эпопея Ниро Вульфа и Арчи Гудвина родилась в 30-е годы, когда
классическим сыщикам-интеллектуалам пришлось немного потесниться,
уступая место крепким ребятам, которые самой лучшей компанией для себя
считали кольт 38-го калибра и пару длинноногих блондинок, на каждой
странице наливали виски на два пальца и общались с самыми опасными
преступниками на простом и вполне понятном читателю языке, не выпуская
при этом сигару из зубов. Начиналась эра остросюжетного детектива. Рекс
Стаут, будучи до мозга костей человеком своего сумасшедшего времени и не
желая отказываться от своей давней любви к персонажам Артура Конан
Дойла, соединил в своем творчестве два детективных канона, дав
классическому, хоть и немного гротескному, сыщику Ниро Вульфу помощника,
созданного по образу и подобию героев криминального чтива. Этим и
объясняется успех четырех десятков романов, в которых фигурируют два
героя-антипода, вместе способные покорить любую аудиторию.
Стаут обладает чудесным даром создавать реалистичных персонажей и
заинтересовывать читателей их жизнью. Ниро Вульф и Арчи не одиноки — их
окружают друзья и враги, люди, нуждающиеся в их помощи, и те, кто с
удовольствием убрал бы с дороги двух не в меру сообразительных частных
детективов.
Собственно, диалоги всех этих персонажей, забавные комментарии Арчи
Гудвина, от имени которого ведется рассказ, язвительные замечания и
мудрые сентенции Ниро Вульфа и создают ту атмосферу романов Рекса
Стаута, которая заставляет снова и снова возвращаться к знакомым героям и
с увлечением следить за их похождениями.
|