Русская литература, гордость народа, его духовная составляющая —
неинтересна детям. Они не желают вникать в проблематику поэм и романов,
самостоятельно формулировать оценки образов и анализировать палитру
художественных средств. Они предпочитают пролистывать сборники кратких
пересказов классики и зубрить «болванки» типовых сочинений. По мнению
известной петербургской писательницы, заместителя главного редактора
журнала «Нева» Натальи Гранцевой, это говорит о концептуальном
неблагополучии в школьном курсе литературы. Необходимо переосмысление и
новое прочтение классического курса, обновление его содержания с целью
наполнения текстами, позволяющими создать условия для более адекватного
вживания будущего гражданина в реалии современности.
«Для воспитания романтических натур существует не только любовная
лирика Пушкина, Фета и прочих классиков, но также немало классических
рассказов и повестей о любви. Кое-что увлекательное и познавательное
можно найти у Загоскина, Бестужева-Марлинского, Вельтмана, Одоевского.
Тексты этих авторов и были модными в XIX веке, а вовсе не те шедевры
критического реализма, которые ценились в узкой литераторской тусовке
либерального толка. Художественные натуры можно воспитывать с помощью
захватывающих дух, интересных текстов, пробуждающих воображение, жажду
деятельности, настоящей любви. Мы же предлагаем другое: скукотную,
деморализующую нытьем и безысходностью литературу. Поэтому наши
художественные натуры почти поголовно мизантропы, занимающиеся
исключительно самовыражением. Классика убеждает: как ни старайся, все
получается плохо, кругом — моральные уроды, лучше уж по дороге к
кладбищу не особенно надрываться непосильными задачами. В том числе и
улучшением самого себя, как части порочного мира. Вот это и есть цинизм,
его уже и бояться не надо, он тут, вокруг нас.»
«Жалость, сочувствие, неравнодушие — их, конечно, и должна
воспитывать литература в дополнение к активной жизненной позиции. И
здесь есть целый пласт, который образовательной системой не
задействован, — легенды и притчи. Они-то и являются формирующей
нравственность литературой, причем той компактной формы, которая не
требует корпения над романами-"кирпичами". Скажите, было бы полезно для
общества, если бы школьник познакомился с притчами, созданными в рамках
христианской, исламской, иудейской культуры, увидел бы их
общечеловечность? Это разрушило бы вульгарные стереотипы, да и скинхедов
бы, думаю, поубавилось.»
В настоящий момент, полагает Гранцева, не оценена по достоинству роль
русской драматургии XVIII века. Имена Державина, Хераскова вполне
способны нести самостоятельное значение, а не только как современников
Пушкина. Сейчас важно воспитание патриотизма, отечественной лояльности и
уверенности в наличии прочных исторических корней современного
общества, считает писательница. Поэтому особенно остро встает проблема
написания учебника литературы опытным автором, непременно преподавателем
и непременно после тщательного отбора текстов.
|