«... Как мысли черные к тебе придут, Откупори шампанского бутылку Иль перечти "Женитьбу Фигаро"...»
24 января 1732 года, 275 лет назад, родился Пьер Огюстен Карон де
Бомарше ( Pierre-Augustin Caron de Beaumarchais, 1732 - 18.05.1799),
великий французский драматург, прославленный автор комедий «Севильский
цирюльник» и «Безумный день, или Женитьба Фигаро», человек острого ума и
яркой судьбы. Думается, был прав Рене Помо, написавший в своей книге
«Бомарше. Жизнь и творчество» (1955): «Он оставил нам главное свое произведение, которое можно рассматривать как его шедевр: свою жизнь».
Бомарше родился в Париже, в семье богатого часовщика. Обучался
семейному ремеслу, однако за экстравагантные выходки отец отстранил его
от дел. Cтав учителем музыки у дочерей Людовика XV, он позднее приобрел
должность секретаря при монархе и благодаря придворным связям принял
активное участие в разнообразных финансовых операциях, которые принесли
ему громадное состояние и одновременно вовлекли в целый ряд громких
судебных процессов. Несколько дней Бомарше пришлось провести в тюрьме;
чтобы оправдаться, он издал свои блистательные «Мемуары», где язвительно
высмеял судебный произвол.
Любовь к театру побудила его написать две драмы – «Евгения» была
встречена благожелательно, «Двух друзей» ожидал сокрушительный провал.
Громкий успех «Севильского цирюльника» сделал Бомарше лидером
национального театра. Поставленная в «Театр Франсе» 23 февраля 1775
пьеса была испанской по антуражу, но совершенно французской по духу.
Выдающееся значение она приобрела не столько благодаря искрометному
юмору и блестящим диалогам, сколько образу Фигаро – хитроумного,
неистощимого на выдумки, проницательного слуги. На ее основе написано
либретто оперы Дж.Россини «Севильский цирюльник» (1816).
Этот же персонаж появится в следующей пьесе Бомарше, «Женитьба
Фигаро», где феодальные привилегии подверглись столь яростной атаке, что
король не разрешил показывать ее публично. С присущей ему ловкостью
Бомарше использовал цензурный запрет короля для того, чтобы возбудить
еще больший интерес к пьесе. Когда она была наконец поставлена в «Театр
Франсе» 27 апреля 1784, трое человек погибли, задавленные в дверях
обезумевшей толпой. Демократизм Цирюльника в «Женитьбе» наполняется
революционным пылом. Фигаро уже не воплощает образ верного слуги, каким
его вывел Мольер, – теперь это свободный человек, он соперничает со
знатным хозяином и ясно сознает свое место в новых обстоятельствах.
Появившись на сцене почти в канун Французской революции, Фигаро
символизирует торжество тенденций, вызревавших на протяжении десятилетий
в творчестве Вольтера, Руссо, Дидро и других «философов». Хлесткие
реплики Фигаро и внятные намеки снискали комедии неувядаемую славу на
театральных подмостках. На ее основе было написано либретто оперы
Моцарта «Свадьба Фигаро» (1786). Бомарше попытался использовать те же
персонажи в третий раз, однако тяжеловесная мелодрама «Преступная мать»
не имела успеха.
Революция внесла в биографию Бомарше очередной штрих: посланный
революционным правительством в Голландию, он исполнил ряд поручений, но
затем был брошен в тюрьму. Выйдя на свободу, стал агентом Комитета
Общественного Спасения и подвергался преследованиям как эмигрант.
Имущество его конфисковали, семья была арестована. В 1796 ему разрешили
вернуться во Францию. Умер Бомарше в Париже 18 мая 1799.
|