Жизнь невозможно понять при помощи одного лишь интеллекта, поскольку она подвижна и изменяема — здесь требуется интуиция.
Столетие со дня выхода в свет одной из классических книг ХХ века —
«Творческой эволюции» философа Анри Бергсона (1859-1941), основателя
«философии жизни», — отмечается во Франции.
Этот эпохальный труд вышел в 1907 году (русский перевод 1914) и
оказал огромное влияние не только на академические круги, но и на
широкую читающую публику. В «Творческой эволюции» Бергсон проявил себя
блестящим стилистом, способным излагать сложнейшие философские проблемы
изысканным и образным языком. «Ясность изложения, — писал американский философ Уильям Джеймс, горячий поклонник Бергсона, — это
первое, что поражает читателя. Бергсон захватывает вас настолько, что
сразу же возникает желание стать его учеником. Это просто чудо, он
настоящий волшебник».
И хотя эта теория вызывала скептицизм ученых, она была благосклонно
принята людьми искусства. Клод Дебюсси, Клод Моне, Марсель Пруст, Поль
Валери, Андре Моруа, Шарль Пьер Пеги и Никое Казанцаки — все эта разные
художники обращались к Бергсону за вдохновением и интеллектуальной
поддержкой. Бергсоновские представления о времени и сознании постоянно
фигурируют у Пруста и Вирджинии Вулф, а также в романе Томаса Манна
«Волшебная гора».
«Творческая эволюция» принесла Бергсону славу мыслителя и писателя;
именно ей он в первую очередь обязан присуждением ему в 1927 г.
Нобелевской премии по литературе.
|