В статье «10 писателей, которые изменили мир»
(«Русский репортер») Михаил Калужский
представляет своего рода «горячую десятку», составленную из знакомых
каждому имен.
«Сразу после окончания Второй мировой войны людям стало казаться, что мир покоится на простых и разумных принципах, — пишет автор статьи. — И
глобальная политика, и социальные отношения опирались на идеи прогресса
и позитивных изменений, веру в науку, просвещение, технику, готовность
рационально объяснить любое явление. Но со второй половины 60-х этот мир
стал постепенно разрушаться, и сегодня, 40 лет спустя, мы живем в
немного другой реальности. Мы легче замечаем те изменения, которые несут
новые технологии, иногда не задумываясь о том, что за изобретениями
стоят какие-то идеи. Природу назревающих перемен первыми почувствовали
те, кто чаще всего опережает свое время, — писатели. Среди множества
литераторов, которые нас развлекли, оказалось несколько авторов, которые
помимо художественных достоинств своей прозы подарили нам новое зрение.
Они более убедительно, чем ученые, формулировали новые идеи и в конце
концов создали интеллектуальное и — что, может быть, даже важнее —
эмоциональное обоснование будущего. Они увидели его вызовы в обыденном и
повседневном и обнажили существовавшие, но прежде не замеченные
проблемы, указали на тлеющие конфликты, помогли нам осознать новые
угрозы и дали новые надежды».
В список «Русского репортера» вошли:
Габриэль Гарсия Маркес, после которого «стало невозможно говорить о том, что мир существует по простым и очевидным правилам».
Александр Солженицын, после которого «невозможно говорить о прогрессе, основанном на социалистических идеях».
Тони Моррисон, после которой «западный мир не мог не признать, что у женщин и мужчин, черных и белых разные языки и все они равноценны».
Салман Рушди, после которого «невозможно поверить, что Восток и Запад действительно движутся навстречу друг другу».
Милан Кундера, после которого «стало невозможно говорить о тоталитаризме как исключительном источнике подавления личности в ХХ веке».
Орхан Памук, который «помог Европе понять, что "европейскость” Турции — и, наверное, всего Востока — сильно преувеличена».
Мишель Уэльбек, прочитав книги которого «неизбежно
осознаешь, что материальное благополучие в мире социальной гармонии ни в
коей мере не приближает индивидуальное счастье».
Джоан Роулинг, прочитав сказки которой, «невозможно говорить о том, что простые истины, о которых рассказывается в ее книгах, устарели».
Умберто Эко, после которого «невозможно говорить о "конце истории” и безусловном историческом прогрессе».
Карлос Кастанеда, после которого стало невозможно говорить об исключительно рациональном познании мира
|