Собрание сочинений Уильяма Шекспира теперь надо расширить еще на одну
трагедию – «Арден из Февершема». К такому выводу пришла группа
исследователей из Массачусетского университета (США) во главе с
директором Центра исследований эпохи Возрождения Артуром Кенни.
Сенсационное открытие было сделано при помощи компьютерного
стилистического анализа всех признанных и известных произведений
английского классика. Сами шекспироведы назвали свой метод снятием
«литературных отпечатков пальцев» (literary fingerprints).
Словоупотребление или лексика каждого писателя, поэта и драматурга так
же уникальна и неповторима, как и настоящие отпечатки с подушечек его
пальцев. А после того, как компьютер изучил лексикон Барда, в его память
стали вводить тексты трагедий и комедий шекспировского времени,
авторство которых до сих пор не было установлено.
Компьютер отделил зерна от плевел и вынес вердикт: «Арден из
Февершема» наполовину принадлежит перу автора «Гамлета» и «Короля Лира».
Следовательно, эту пьесу необходимо добавлять в собрание сочинений
Шекспира. Ведь в него неизменно включают «Перикла» и «Генриха VIII», в
которых перу Шекспира принадлежит всего несколько сцен.
Что касается «Ардена из Февершема», то он был опубликован в 1592
году, то есть примерно в одно время с «Ромео и Джульеттой». Это была
первая «трагедия из частной жизни», в которых действуют не коронованные
особы, а простые люди. То есть Шекспир выступил как новатор,
родоначальник целого жанра. Однако развивать этот жанр он почему-то не
стал, «передоверив» его другим, не столь одаренным авторам.
Лучше всего изложил содержание этой трагедии и дал ей характеристику
крупнейший советский историк литературы Алексей Дживилегов: «Томас
Арден, кентский дворянин, знает, что его жена Алиса находится в связи с
управителем имения ее отца, бывшим портным Мосби, но он до такой степени
любит ее, что не решается предпринять что-либо. Алиса и Мосби ищут
способа погубить Ардена, чтобы присвоить его богатства и зажить
счастливо.
После нескольких неудачных покушений они убивают Ардена при
помощи людей, ненавидящих его за жадность и непреклонность в делах
денежных. Алиса без памяти влюблена в Мосби, а сам Мосби - холодный
себялюбец, которым руководит только корысть: очутившись перед судом и
будучи уже не в силах спастись, он раскрывается до конца и осыпает Алису
самыми грубыми оскорблениями. Его помощники еще хуже, чем он. Да и
сам Арден изображен так, что не вызывает никакого сочувствия. Трагедия с
потрясающим реализмом рисует разложение патриархального уклада
английского провинциального общества, господство грубого эгоизма,
корыстных денежных интересов. В конце пьесы автор, обращаясь к публике,
просит о снисхождении к своей «голой трагедии», лишенной всяких прикрас,
и оправдывает себя тем, что «простая правда» достаточно хороша сама по
себе и в прикрасах не нуждается».
|