Страна: | Великобритания | Родился: | 1960-11-10 |
Английский писатель-фантаст Нил Гейман
родился 10 ноября 1960 года в Портсмуте (Великобритания). Его отец был
бизнесменом, мать работала фармацевтом. После окончания школы в 1977
году Гейман отказался от возможности получить высшее образование в
пользу журналистики. Однако прошло целых шесть лет прежде чем его первая
профессиональная публикация — интервью с Робертом Силвербергом,
появилась в английском издании журнала «Penthouse» в 1984 году. В мае
того же года увидел свет первый рассказ автора — «Featherquest»,
напечатанный в «Imagine». В 1985 году Гейман решил
заняться комиксами, делом, которое к тому времени, мягко говоря,
находилось в довольно плачевном состоянии. Он купил пару книг,
рассказывающих о принципах создания комиксов, и познакомился с Аланом
Муром, который дал ему ряд практических советов. Первой пробой Нила на
этом поприще стал выпуск №488 комикса «2000AD», вышедший в 1986 году.
Несколько лет Гейман совершенствовал свои навыки, попутно выпустив
графический роман «Violent Cases» (вместе с художником Дейвом МакКином) и
публицистическую книгу «Don't Panic: The Official Hitch-hiker's Guide
To The Galaxy Companion» — великолепное исследование, посвященное
творчеству английского писателя-фантаста Дугласа Адамса. Мэррили
Хэйфетц, литературный агент Геймана (она также работала с такими
именитыми авторами, как Брюс Стерлинг и Лорел Гамильтон), вспоминала,
что Гейману удалось получить за «Don't Panic» внушительный гонорар —
больше, чем кто-нибудь мог предположить, и тогда он сказал ей, что
сейчас он пишет комиксы, но когда-нибудь будет писать и романы. После
трех лет практики в чужих проектах Нил Гейман решает попробовать свои
силы в создании оригинальной серии комиксов. Для этого он берет порядком
подзабытого героя ужастиков 30-х годов, и в 1989 году появляется первый
номер комикса «Sandman». Издателем его стало издательство DC (Detective
Comics), основанное в 1937 году и создавшее таких сверхпопулярных
героев, как Супермен и Бэтмен. Гейман не особенно надеялся на успех
своего детища, но это был как раз тот случай, когда он ошибся. «Sandman»
стал пользоваться невероятной популярностью, расходясь многотысячными
(а позже и миллионными) тиражами. В 1991 году девятнадцатый выпуск
«Sandman» даже завоевал World Fantasy Award — это был первый в истории
случай, когда престижную литературную награду дали комиксу. Надо
отметить, что за время своего существования «Sandman» получил массу
призов и наград, названия которых что-то скажут лишь ценителям
комикс-индустрии, каковых в нашей стране маловато. Зато все знают
компанию Warner Brothers, которая буквально выцарапала у конкурентов
право снимать по мотивам серии высокобюджетный блокбастер. Сам Гейман,
впрочем, скептически отзывается о возможности хорошей экранизации,
говоря, что еще не видел ни одного хорошего варианта сценария, и
подчеркивая, что более 2000 страниц о приключениях его героя невозможно
уместить не только в 100-минутном фильме, но и даже кинотрилогии,
сравнимой по масштабу с «Властелином колец». В
1990 году Нил Гейман вместе с Терри Пратчеттом выпустил роман «Добрые
предзнаменования» [Good Omens] — юмористическую историю о грядущем...
Конце Света. Книга 17 недель продержалась в списке бестселлеров «Sundy
Times». Примерно в это время сверхуспешного создателя комиксов начали
посещать мысли о смене рода занятий. «Был период —
восемь или девять лет, когда я работал очень много как писатель
комиксов. И я очень хорошо это делал. С другой стороны, — рассказывает
Нил Гейман, — когда я писал «Sandman», то существовало еще множество
вещей, которые я хотел сделать, но у меня не было на это времени». Еще
несколько лет Гейман старательно выкраивал время между очередными
выпусками приносящих деньги комиксов (среди них были три части «Death:
The High Cost of Living» — первая из которых разошлась тиражом в триста
тысяч экземпляров и была куплена Warner Brothers для экранизации, а
также выпуски «Batman», «Spawn» и др.), чтобы заниматься другими, более
интересными ему вещами: он написал еще несколько графических романов,
работал для телевидения над сериалом «Neverwhere», создал сценарий
одного из эпизодов сериала «Вавилон — 5» и английским вариантом перевода
культового японского мультфильма «Princess Mononoke», за что был
номинирован на Nebula Award. Работа для телевидения
вдохновила Геймана на написание новой книги — романа «Задверье»
[Neverwhere] (1996), основанного на мотивах одноименного телесериала.
Этот готический хоррор о мрачных и сырых лондонских подземельях получил
весьма благоприятные отзывы и был номинирован на British Fantasy Award,
Bram Stoker Award и Mythopoeic Award. «Я начал
ценить свои кошмары, когда писал Сэндмана, — рассказывал Нейл Гейман. — И
мне кажется, любой, кто пишет что-то, что содержит в себе чуть-чуть
хоррора, или хотя бы чуть-чуть странности или испорченности... В
какой-то момент ты просыпаешься и думаешь: «Ооо, это было ужасно! Это
было кошмарно!! Все эти штуууки и то, как они... Когда я взглянул в
зеркало, и черви начали вылезать у меня из груди и... Да, это просто
здорово! Я обязательно это использую!» В 1997 году
Гейман написал свою первую книгу для детей — графический роман «The Day I
Swapped My Dad For Two Goldfish», а чуть позже последовала «Звездная
пыль» [Stardust] — сказочная история про фей, предназначенная уже для
подростков и удостоенная в 1999 году Mythopoeic Award. Первоначально она
была издана в четырех частях с иллюстрациями (поэтому в соавторах
значится художник Чарльз Весс), а потом вышла одним томом, уже без
картинок. «И когда я ее закончил, — вспоминает
Гейман, — я послал рукопись своему редактору в Avon и сказал ей: «Здесь
кое-что, что я думаю, тебе будет приятно прочесть»... А потом был
телефонный звонок от нее: «Мне это понравилось! Я действительно хочу ее
опубликовать и могу отослать ее издателю, но есть одна проблема: он
ненавидит фэнтези». Так что на следующее утро зазвонил телефон, и это был издатель, который сказал: «Во первых — я ненавижу фэнтези.
Во вторых — мне понравился «Sturdust». Мы ее опубликуем и откроем ей
Spike Books». И я сказал: «Ладно. А что такое Spike Books»? А он
ответил: «Spike Books» — это наша книжная серия о поп-культуре!» Я
сказал: «Ладно. Но почему сказочная фэнтези о Викторианской Англии относиться к поп-культуре?!» И он сказал: «Потому что ее написал ты». Но
как ни старался Гейман написать детский роман, было ясно, что его тяга к
хоррору слишком велика. В «Звездной пыли» присутствуют сексуальные
сцены, а сборник «детских» рассказов «Дым и зеркала» [Smoke And Mirrors]
вышел таким мрачным, что даже номинировался на Bram Stoker Award. В
1992 году писатель перебрался на новое место жительства, уехав из
Англии в Соединенные Штаты. Отчасти это было связано с тем, что жена
Геймана — американка, отчасти — примером Дугласа Адамса, который тоже
перебрался из Англии в Санта-Барбару, отчасти же — мечтой Нейла о...
доме. «Я сказал своей жене, что хотел бы жить в доме
из фильма «Семейка Адамсов», — объяснял он. — В Англии вы такого не
найдёте! Вы можете найти настоящий тюдоровский дом, построенный
настоящими Тюдорами в тюдоровские времена, но чего вам никогда не
достать — так это правильного, честного дома из «Семейки Адамсов». Мне
хотелось викторианской готики. Чего-то такого, от чего реально мурашки
по коже. Мне хотелось башню. Так что я начал искать, и тут же нашёл. Вот
ещё одна прекрасная черта Америки. Они такие вещи просто выбрасывают! И
они выглядят так клёво! Это настоящая американская готика! Леденящая
душу! Каждый год на Хеллоуин мы ставим на стол разные хеллоуинские
сладости и выкладываем на порог стопку комиксов. И каждый раз мы
выкидываем и сладости и комиксы, потому что дети просто боятся подходить
к нашему дому. За все эти годы не подошёл ни один!» Вскоре
после переезда Гейман выпустил еще один, самый знаменитый его роман —
«Американские боги». Будучи свежеиспеченным эмигрантом, писатель
удивительно точно уловил свои ощущения и описал их в фэнтезийной
истории противостояния эмигрировавших в Америку богов Старого Света с
новыми, недавно появившимися силами — богами телевидения, интернета,
телефона... Но самое главное, что Гейман не написал очередной фэнтези-эпик
о схватке божественных сил, он ухитрился описать все происходящее с
точки зрения человека-американца по имени Шэдоу (Тень), отсидевшего в
тюрьме, потерявшего родных и ставшего спутником господина, которого
зовут Среда (он оказывается скандинавским богом Одином). Путешествие
Шэдоу и Одина по Америке Гейман облек в форму классического дорожного
романа и получил за это премии Bram Stoker и Hugo, а также массу
престижных мест в номинационных списках. В 2002 году
увидела свет еще одна знаковая работа писателя — повесть «Коралина»,
которую критики охарактеризовали определением: «Алиса в Стране Чудес»,
написанная Стивеном Кингом». А в 2005 году вышел новый роман Нила Геймана «Сыны Ананси» [Anansi Boys], относящийся к миру «Американских Богов». Сейчас
Нил Гейман живет в Америке вместе с женой и детьми, рассматривает
предложенные варианты экранизаций его работ и каждый день отвечает на
вопросы в своем сетевом дневнике на официальном сайте. |