Йен Уотсон родился 20 апреля 1943 года в
английском городе Норт-Шилдсе, что в графстве Нортумберленд. Первым
фактором, определившим жизненный путь будущего писателя, стал один из
самых престижных колледжей Оксфорда — Байолльский, который Уотсон
закончил с дипломом филолога-лингвиста. Вторым толчком к литературному
труду стали путешествия. Уотсону повезло: его приглашали читать лекции
по английскому языку в самые экзотичные страны — от Танзании до Японии. В
Токио, где молодой филолог провёл три года, он совершенно естественно
«заболел» местными языком и культурой, что нашло отражение в романе «Под
небесным мостом», написанном в соавторстве с таким же «японофилом»
Майклом Бишопом. По возвращении на родину Уотсон
устроился сначала в Бирмингемский политехнический институт, а затем
перебрался в аналогичный Лондонский. В обоих он читал курс Future
Studies, что буквально переводится как «изучение будущего». В Лондонском
политехе Уотсон прочёл и первый в Англии академический курс по научной фантастики 
Писать фантастику он начал в шестидесятых, ещё будучи в Японии. Правда, первым крупным
опубликованным произведением стал нефантастический роман для детей
«Япония на кошачий взгляд», вышедший на английском. Большинство
рассказов писателя объединены в сборники «Солнечный удар» (1982),
«Медленные птицы» (1985), «Слезинки Сталина» (1991) и другие. Были среди
его новелл настоящие удачи — например, «Очень медленная машина времени»
и «Медленные птицы», номинированные на «Хьюго» и «Небьюлу». Однако
славу писателю принесли не они, а романы. Свой
собственный путь он обозначил в первом же романе «Внедрение», который
немедленно вывел автора в соискатели премии имени Джона Кэмпбелла.
Спустя два года французский перевод романа завоевал на родине Жюля Верна
высшую награду — приз Apollo. «Внедрение» — это глубокая, многоплановая
и притом отлично «организованная» книга о языке. Его силе и
ограниченности, неизбежной при попытках адекватно описать всё богатство
окружающего мира, о его уникальной миссии — служить мостом общения, и о
гипотетических возможностях языка творить реальность, а не только её
описывать. В следующем романе, «Набор для Ионы»
(1975), автор снова озабочен философской проблемой общения. Только на
сей раз это контакт с китами, в мозг которых имплантированы образцы
человеческих мыслей. Причем подопытные киты знакомятся с представлениями
о мироздании не рядового человека, а ученого-астронома, только что
сделавшего важное открытие. 
Особняком
стоит в творчестве Уотсона роман, написанный в соавторстве с женой и
впервые вышедший во Франции в 1976 году. Некоторое время писатель даже
не мог найти издателя для книги — всех отпугивало название: «Машина
оргазма». Между тем, проблема, как оказалось, была только в названии (на
английском роман вышел в 1982 году под названием «Фабрика женщин»),
потому что это вполне умеренная сатира на эксплуатацию женщин в
современном обществе. Постепенно Уотсона все более
захватывали философские абстракции, мифологические и культурологические
идеи и символы — весь этот круговорот «умирания-рождения»,
информации-энтропии, объективного-субъективного — и куда меньше заботили
такие элементы, как сюжет, образы героев или социальная привязка. Хотя
нужно отдать должное писателю: его книги становятся всё менее понятными,
но читать их по-прежнему здорово! В романе «Сады
наслаждений» (1980) автор материализует сюрреалистические фантазии
великого Босха (они стали реальностью на далёкой планете, некогда
заселённой колонистами с Земли). Всё изысканно, богато, продуманно и…
дальше этой «материализации духов» автор не пошёл — то ли не знал, что
со всем этим делать, то ли игра в конструирование нового мира прискучила
самому конструктору. Ещё больших холодком веет от «Охотника за смертью»
(1981) — социальной утопии, в которой мир и гармония достигаются за
счёт внутреннего примирения каждого члена общества с неизбежностью
смерти. 
В 1984-1985 годах вышла трилогия Уотсона «Чёрный поток», вызвавшая, пожалуй, наибольшие споры. Сага Уотсона начинается как фантастика социальная. Автор противопоставляет два общества, разделённые
непреодолимой границей-Рекой: патриархальное и феминистское. Однако уже
ко второму тому действие раскручивается в конфликт поистине вселенский,
читатель вместе с героиней оказывается ввергнут в космическое
столкновение каких-то непостижимых высших сил, называющих себя Червем и
Богомыслью. Героине предстоит пройти через цепь приключений, пережить
мифологические «смерть-рождение», прежде чем она осознает своё место в
этом мире и свою ответственность перед соплеменниками. Еще
одно достойное внимания произведение, «Путешествие Чехова» —
фантастический роман об авторе «Чайки» и «Вишневого сада». Некая
советская кинокомпания предлагает герою совершить мысленное путешествие в
прошлое на «психомашине времени», чтобы встретиться с реальным Чеховым.
Однако появление ее в России 1908 года вызывает природный катаклизм в
небе над сибирской рекой Подкаменная Тунгуска. И что интересно —
реального Антона Павловича известие о взрыве так заинтересовало, что он
отложил на время недописанное и всецело отдался изучению загадочного
феномена… Закончивший Оксфорд Уотсон развесистой клюквы избегал и к
нашим историческим реалиям отнесся предельно корректно. И
вообще, для него, как всегда, сюжет — не главное. Главное — мысль. А
поразмышлять по прочтении книги будет над чем: тут и философия истории, и
проблема «исторической объективности», и проблема вмешательства в ход
истории… Романы Уотсона 1990-х годов и последние
произведения писателя не вызывали такого интереса, как ранние работы. Но
хочется верить, что поклонники его творчества дождутся возвращения
писателя из интеллектуального лабиринта, в который он сам себя загнал. В последние годы писатель активно посещает различные европейские конвенты и фестивали фантастики. В 2006 году он приезжал на «Еврокон» в Киев. Живет в сельской местности, в 60 милях к северу от Лондона.
|