Путь к славе не
бывает легким. Джордж Рэймонд Ричард Мартин шел к
вершинам известности долго и упорно, не раз рискуя сбиться с пути... Однако
старания себя оправдали, и среди всех фантастов, активно пишущих на сегодняшний
день, пожалуй, романов именно Мартина ждут с наибольшим нетерпением читатели по
всему миру.
Самый яркий и известный фэнтезийный цикл последних лет принадлежит перу, а вернее клавиатуре Мартина. Одни называют
«Песнь льда и пламени» новым шагом в фэнтези, другие
утверждают, что Мартин спас жанр, третьи на дух не переносят жестокий и
реалистичный мир Вестероса. А вот найти тех, кого
«Игра престолов» и ее продолжения оставили бы равнодушными, очень непросто.
Еще более верный признак значимости Мартина — то, что
почти любого молодого автора, берущегося писать фэнтези,
рано или поздно сравнивают с Джорджем, и традиционно в пользу последнего.
Сделаться эталоном жанра, едва начав серьезно работать в нем, — это ли не
выдающееся достижение?..
Однако за нынешним громогласным успехом «Песни льда и пламени» несколько теряются прошлые достижения фантаста.
Часто приходится встречать читателей, которые, восхищаясь повестью о Семи Королевствах, даже не представляют всей широты и
разнообразия таланта и творчества Мартина. А ведь на вершину известности в
родных Штатах он поднялся не только и даже не столько благодаря «Песни...». К фэнтезийному эпику Джорджа Мартина мы обращались
неоднократно, настало время познакомиться поближе и с другими его книгами.
Мал золотник, да дорог
 |
Молодой Джордж Мартин, фанат комиксов и супергероев. |
Оглядываясь на первые шаги Джорджа
Мартина по писательскому пути, нелегко поверить, что это тот же самый человек,
который ныне известен во всем мире. Юный Джордж рос, как, наверное, и
большинство его сверстников, на популярнейшем развлечении всех американских
детей — комиксах. Именно увлечение рисованными героями и их приключениями
вдохновило будущего мэтра на литературные эксперименты. Это заметно и в первой
оплаченной публикации писателя — рассказе «Герой»
(1971) — и во многих других его произведениях.
Начинал Мартин с рассказов и
повестей, и очень долго оставался верен малой форме,
да и в наши дни порой к ней возвращается. Уже в самых ранних и
неуверенных
пробах пера заметен потенциал фантаста. Даже подражая любимым комиксам
о супергероях или заимствуя из них идеи, Мартин пропускал
материал через призму своего таланта и создавал весьма незаурядные
произведения.
Однако неправильно было бы
говорить, что Мартин уже в юности стал писателем с большой буквы. В
отличие от Терри Гудкайнда или Роберта Джордана, которые с выходом
первых
томов своих циклов «проснулись знаменитыми», путь Мартина был тернист.
Публикаций в журналах-однодневках он добивался, постоянно выискивая
редакторов,
которым бы понравились его работы.
 |
Выступление мэтра. |
Долгое время Джордж уделяет почти
все свое время малой форме. Он пишет об исследовании и заселении людьми
космоса, но рассматривает тему в весьма необычном ключе. В повести «Песнь о
Лии» и рассказе «Путь креста и дракона» (лауреаты премии «Хьюго»)
автор затрагивает тему столкновения человека космической эры и религии, что
позволяет ему по-новому взглянуть на многие вечные вопросы, связанные с верой.
И даже в тех произведениях, где происходит тот или иной конфликт человека с
неизведанным (например, рассказ «Мистфаль приходит
утром»), Мартин уделяет куда больше внимания внутренним переживаниям героев,
чем непосредственно конфликту.
Не обошел Мартин вниманием и
историческую прозу. Примером его работы в этом жанре может служить рассказ
«Крепость» об осаде русскими войсками крепости Свеаборг, которую сдали,
поскольку в условленное время шведский флот так и не пришел на помощь
осажденным.
В семидесятые годы складывался
фирменный стиль Мартина. Непредсказуемые, захватывающие и порой до дрожи в
коленях натуралистичные произведения пробирали читателя до глубины души. Еще
один лауреат «Хьюго», повесть «Короли пустынники»,
может с легкостью повергнуть в леденящий ужас даже далеко на самых
впечатлительных поклонников фантастики. Мартин нередко использует жестокие и
страшные образы, но тем более сильные эмоции они вызывают у читателей.
Неудивительно, что Джордж немало
потрудился и на ниве ужастиков. С мистикой связан его опыт работы в
Голливуде:
некоторое время Мартин трудился над созданием сценариев для
знаменитого сериала
«Сумеречная зона», а затем состоял в этом проекте редактором. Кроме
того,
писатель принял деятельнейшее участие в работе над фэнтезийным
сериалом «Красавица и чудовище», в котором выступил еще и продюсером. Но
хотя
Мартин крутился в индустрии телевизионной фантастики не один год,
по-настоящему
своим он в ней так и не стал, и покинул Голливуд в начале девяностых.
 |
 |
В недавно вышедшем сборнике представлена новая повесть Мартина — «Верный меч»... |
...А в «Ретроспективе» собраны почти все заметные произведения Джорджа в малой форме. |
В минувшем году на русском языке
был издан двухтомный сборник «Ретроспектива», в котором самим Джорджем с
любовью и вниманием собраны все его самые заметные произведения в малой форме.
По объему сборник совсем не мал, но удовольствие от чтения пропорционально
огромному количеству страниц.
Среди вампиров
«Сумеречная зона» — не
единственный опыт писателя в области мистики. Его повесть «Шесть серебряных пуль» имела шансы быть перенесенной на
экран — об этом велись переговоры, — но так и осталась только на
бумаге. А ведь это одно из наиболее самобытных и интересных произведений об
оборотнях во всей мировой фантастике.
 |
О вампирах не с первого взгляда. |
Но главным произведением Мартина в
этом жанре были и остаются «Грезы Февра». Пожалуй, столь же необычно и ярко о вампирах в
последние десятилетия писала только Барбара Хэмбли...
Действие книги разворачивается в
девятнадцатом веке, в рабовладельческой еще Америке. Молодой вампир Джошуа Йорк заказывает корабль, на котором он смог бы
спокойно путешествовать, скрываясь от солнечного света. Но Йорк не безжалостный
убийца, для которого судно — способ скрыть следы преступлений, а
исследователь, жаждущий научить своих сородичей жить без постоянных
кровавых пиршеств и не опасаясь солнца. Как это обычно бывает, учение Джошуа приходится по душе не всем кровопийцам.
Мартин старается подойти к вопросу
существования вампиров с точки зрения образованного человека двадцатого века.
Его кровососы — не сверхъестественные существа, а просто другая раса,
живущая параллельно с человечеством и несколько отличающаяся от нас с вами. Все
их особые способности объясняются иной генетикой — никакой магии.
Кроме оригинального подхода и
очень глубоко выписанных персонажей, «Грезы Февра»
отличаются от большей части современной вампирской прозы относительно невысоким
количеством насилия и жестокости. Книга не лишена устрашающих эпизодов, но
мурашки по коже читателя пробегают благодаря постепенному нагнетанию напряжения
и мрачной атмосфере, а не банальной кровище. Да и для ставшего уже привычным
после романов Энн Райс и Лорел Гамильтон сексуального подтекста в «Грезах Февра» не нашлось места.
И даже несмотря на то, что «Грезы Февра» — всего третье
обращение Мартина к крупной форме, этот роман всегда пользовался заслуженной
популярностью и выдержал несколько переизданий.
Реалистичная фантастика
 |
«Умирающий свет» — первый роман Джорджа Мартина. |
Впрочем, на протяжении большей
части своей карьеры Джордж Мартин оставался прежде
всего фантастом. Достаточно полное впечатление о творчестве Мартина на поприще
фантастики можно составить по роману «Шторм
в Гавани ветров», написанному в соавторстве с Лизой Татл.
В книге есть и неординарный сюжет,
и захватывающие, динамичные сцены, но главная изюминка «Шторма...» —
проработанные образы персонажей и их развитие. И в этом романе, и в большинстве
других своих произведений Мартин использует фантастику лишь как художественный
прием. Вымышленные миры и события становятся проводниками идей и размышлений
писателя, позволяют глубоко, как никогда, заглянуть во внутренний мир героев.
Пусть проблемы, с которыми сталкиваются персонажи, и не существуют в нашей
вселенной, зато в научно-фантастическом антураже они выглядят актуальными и
очень реалистичными.
По схожей схеме построен и межавторский проект «Дикие карты», редактором и главным
идеологом которого стал Мартин. Книжная серия началась с настольной игры,
подаренной Джорджу одним из друзей-писателей. Солидные мужчины с упоением
играли в супергероев, ввергали мир в войны и спасали
его... Тут в очередной раз дало о себе знать увлечение Джорджа комиксами.
 |
Семнадцатый том неувядающих «Диких карт». |
Писатели решили
превратить настольную игру в литературную, и сделали это. С 1987 года вышло уже более полутора десятков сборников
рассказов, действие которых разворачивается в общем мире, но с разными героями. «Дикие карты»
рассказывают о приключениях тузов и джокеров — людей, подвергшихся влиянию
инопланетного вируса. Одни становится преступниками, другие — героями...
«Дикие карты» можно смело назвать литературными комиксами, хотя поднимаемые в
них проблемы на порядок серьезнее тех, к которым обращается большинство
графических новелл о супергероях. Недаром, помимо
самого Мартина, к циклу приложили руку многие его именитые друзья во главе с Уолтером Уильямсом и Роджером Желязны.
Тут вам и борьба меньшинств за свои права, и вопросы долга и справедливости, и
многие традиционные для американского общества проблемы. Но вот для российского
читателя многое в «Диких картах» выглядит чуждым и непонятным, не говоря уж о
непривычной стилистике... Однако первые три тома уже изданы на русском языке и,
судя по всему, их выпуск продолжится.
Особняком в творчестве Мартина
стоит другой цикл, состоящий из небольших по объему рассказов, правда, на этот
раз лишь его собственных. Пожалуй, «Приключения Тафа» — наиболее сюжетные из всех историй
Мартина. В центре повествования — толстый циничный ученый, путешествующий
по галактике на персональном тридцатикилометровом космическом корабле и
помогающий решать экологические и биологические проблемы на разных планетах. Не
бескорыстно, конечно... А если, получив помощь Тафа,
планета окажется банкротом или будет ввергнута в еще большие неприятности... Ну
что ж, винить незадачливым заказчикам остается только себя.
И хотя по увлекательности сюжета
«Приключения Тафа», вероятно, превосходят большую
часть прочих произведений Мартина, стиль мэтра все же остается заметен
и в этих рассказах. Как обычно у Джорджа, вы не найдете здесь
безупречных героев, ведь даже сам Таф мало походит на
рыцаря без страха и упрека...
 |
Пройдоха-эколог Таф в окружении своих питомцев. |
Отнюдь не лебединая «Песнь...»
 |
Лучшие работы художников, вдохновленных творчеством Мартина. |
Не обошел Мартин стороной и
рыцарей. Появившаяся в конце двадцатого века «Песнь льда и пламени» буквально перевернула жанр фэнтези. Не то чтобы прежде никто не писал фэнтези, опираясь на реальную историю, или не создавал
весьма мрачные и реалистичные миры... Но никто не делал этого настолько ярко,
как Мартин. К тому же Джордж выпустил «Игру престолов» в очень подходящий
момент, когда многие читатели устали от более-менее стереотипных фэнтезийных приключений и искали чего-то принципиально
нового.
Недаром меньше чем за десять лет
цикл, состоящий на данный момент всего из четырех романов и пары повестей,
успел обрасти огромным количеством «сопутствующей» продукции. Компания Fantasy Flight Games уже
несколько лет выпускает отличную коллекционную игру по мотивам «Песни»,
выпущена настолка, а в прошлом году появилась на
прилавках и ролевая игра. Вышла мини-серия комиксов по повести Мартина «Межевой
рыцарь», а следующим шагом станет тактическая игра с миниатюрами.
«Песню» иллюстрирует множество
ведущих фэнтезийных художников. Недавно увидел свет
потрясающей красоты сборник лучших иллюстраций саги Мартина, и особенно
приятно, что в нем в наибольшем количестве представлены работы нашего
соотечественника Романа Папсуева.
Четвертая часть саги, «Пир
стервятников», был номинирован в этом году на «Хьюго».
Российские издатели сильно затянули с его появлением на русском языке, но к
выходу этого номера журнала роман уже должен появиться в продаже. В отличие от
третьего тома «Песни», «Пир...» почти лишен драйва и смертей центральных
персонажей. Зато он должен прийтись по душе всем любителям интриг и неспешного
течения событий. Мартин подводит итоги предыдущих книг и выставляет героев на
позиции перед финальным противостоянием.
|