Одной из проблем, связанной с изучением русского Средневековья,
является удручающе скудное число исторических первоисточников. Число
дошедших до нас средневековых документов относящихся, скажем, к 11 веку —
ничтожно мало. Да и те сохранились чудом.
Бытует мнение, что столь малое количество письменных средневековых
документов объясняется регулярными пожарами деревянных русских городов.
Конечно, рукописи в пожарах погибали. Но часто книги, исторические
документы и летописи хранились в монастырских архивах, и до 18-го века
дожило больше средневековых рукописей, чем это себе обычно представляют.
Случайная находка «Слова о полку Игореве» в ярославском монастыре
привлекла внимание общественности к монастырским хранилищам, вызвав
ажиотаж среди коллекционеров. На монастырские пергаменты обратили
внимание и церковные иерархи.
Так, при посещении Юрьева монастыря в 1880-х годах новгородский
митрополит Евгений встретил у ворот воз в сопровождении монаха. Монах
объяснил, что в монастыре решили прибраться к приезду высокого гостя и
он везет выбросить в реку «разный сор и хлам». Среди «хлама» митрополит
обнаружил отрывки книг XI века: «Псалтирь», «Житие св. Кондрата» и
«Житие св. Феклы». (Последние две книги теперь являются древнейшими
рукописями Российской национальной библиотеки).
После этого митрополит отдал указание составить опись всех старинных
манускриптов, хранящихся в новгородских монастырях. Однако это лишь
усугубило ситуацию.
Краевед В. С. Передольский в докладной записке в Императорскую
комиссию в 1890 году жаловался, что при разборе старых бумаг Юрьева
монастыря монахи все же утопили в Волхове 5 кулей книг. Настоятель
Антониева монастыря сжег несколько мешков древних книг, пергаментных и
бумажных рукописей из своего хранилища (опровергнув булгаковскую фразу
«рукописи не горят»).
Монахи мотивировали это тем, что не желают «рыться в пыли да в
птичьем помете», возиться с описью, а после того — отвечать за
сохранность раритетов. Поэтому они попросту избавились от «этого хлама» и
честно отрапортовали наверх, что таковых рукописей у них не имеется.
Однако к 1917 году в Юрьевом монастыре все же сохранилось более 50
подлинных древнерусских писем и грамот. В том числе — жалованная грамота
князей Мстислава Владимировича и сына его Всеволода, написанная на
пергаменте около 1130 года и скрепленная серебряной позолоченной печатью
(ныне это древнейший памятник деловой письменности Древней Руси,
сохранившийся в подлиннике).
Что же творилось с монастырскими архивами в более мелких монастырях —
даже представить трудно. После революции многие монастыри были
превращены в тюрьмы, и о какой-то сохранности монастырских библиотек
было сложно говорить. Какие-то фонды передавались в советские архивы,
какие-то нет.
Хранение рукописей в советских архивах тоже оставляло желать лучшего.
Время от времени документы списывались и уничтожались «за ветхостью». А
чтобы расчистить переполненные хранилища в 30-е годы применялось
«правило десятки»: если на 10-м стеллаже, на 10-й полке, в 10-й коробке,
в 10-м деле, на 10-й странице не было ничего ценного, весь отдел шел в
макулатуру. Бывало, что среди такой «макулатуры» рядовые сотрудники
архива находили и спасали подлинные неопубликованные указы Петра
Первого…
Итого. Скудные летописи («В лето NN не бысть ничтоже.» — «в году NN.
ничего не было»), разрозненные записки заезжавших на Русь иноземных
путешественников, да краткие «эпические песни» былины — вот, похоже, и
все, на основании чего можно судить о русском Средневековьи.
Казалось бы имеется «средство объективного контроля» — археология,
которая просто обязана поведать, как оно все было на самом деле, чтоб
всё по честному, без обмана.
Но тут начинаются очередные проблемы.
Археология мало что подтверждает из письменных источников и много что
опровергает. Она рисует картину русской истории — но… мягко говоря… не
вполне ту, которую мы представляли себе по учебникам. И, по словам
директора Института археологии РАН Н. Макарова, в будущем ещё только
предстоит написать «Историю глазами Археолога».
|