23 января 1783 года, родился Анри Мари Бейль,
известный миллионам своих читателей как Стендаль (Stendhal,1783 -
23.03.1842), классик французской литературы, автор всем известных книг
«Красное и черное» («Le rouge et le noir», 1831) и «Пармская обитель»
(«La Chartreuse de Parme», 1839), критик и историк искусств.
При жизни Стендаль не пользовался ни признанием у критики, ни успехом
у широкого читателя. Почти все его многочисленные произведения
художественного, исторического и критического характера прошли
незамеченными, лишь изредка вызывая рецензии, далеко не всегда
благоприятные. Тем не менее Мериме, испытавший на себе влияние Стендаля,
высоко ценил его, Бальзак им восхищался, Гете и Пушкин с удовольствием
читали его роман «Красное и Черное».
Реализм Стендаля, как и реализм Бальзака, имеет много черт, условно
говоря — «романтических», хотя они свойственны не только романтикам.
Здесь и необычайно сильные, потрясающие «страсти», бурные душевные
движения, сложная, зачастую просто авантюрная фабула, фабула необычайных
событий и трудных положений, в которые попадают герои, и т. д. и т. п.
Не в пример поздним реалистам и писателям натуралистической школы,
Стендаль скуп на описания, на детализацию бытовых вещей и явлений. Его
сдержанность объясняется не презрением к реалистическому изображению
быта и обстановки, а резкой оппозицией пышному и реторическому
описательству современных ему романтиков шатобриановского типа. Реализм
Стендаля — это не тот «реализм детали», первым подлинным мастером
которого был Флобер. Для его реализма прежде всего характерно глубокое
понимание общественных процессов, которые происходили в современной ему
действительности.
Несмотря на романтическую исключительность героя, творчество Стендаля
наряду с «Человеческой комедией» Бальзака — величайшее достижение
французского реализма XIX в., высшая ступень его, какой оно не достигало
впоследствии ни у Флобера, ни у Золя или других представителей
натуралистической школы. Более того, превращая своего героя в норму, в
критерий оценки, Стендаль становится на ту точку зрения, с которой ему
удается выявить всю уродливость современной ему буржуазной
действительности.
|