Скончался ли Жан-Жак Руссо от апоплексического удара, как говорил его
врач, или от выстрела, как утверждали его враги? Споры продолжаются
более двухсот лет, как если бы этот человек и его творчество занимали
общественное мнение
Он из тех трупов, с которыми не знают, как поступить. Ленин занимает
Мавзолей в Москве, в который никто больше не приходит. Берлиоз упустил
возможность попасть в Пантеон. Случай Руссо еще более щекотливый: из-за
обстоятельств его смерти и судьбы его останков о нем все еще пишут
спустя 200 лет.
Все началось 2 июля 1778 года, в день смерти философа. Руссо,
удалившегося 20 мая в дом маркиза де Жирардена в Эрменонвилле, убила, по
словам медиков того времени, «серозная апоплексия». Такое клиническое
заключение, безусловно, не может удовлетворить пристрастие к сенсациям,
которое охватывает умы, когда становится известно о каком-либо событии:
как Руссо мог умереть от простого тромбоза? Враги покойного, которых в
те времена было немало, пользуются этой нежданной удачей и
распространяют версию о самоубийстве или даже убийстве. Даже Терезу
(простолюдинка Тереза Левассер, ставшая любовницей, а потом и женой
Руссо. – Прим. ред.) делают сообщницей ужасного убийства. Многочисленные
брошюры и статьи становятся местом яростных споров: говорят о странных
симптомах, об отравлении и даже о выстреле из пистолета. Тщательный
анализ посмертной маски, слепленной Гудоном на следующий день после
кончины Руссо, исключает, по крайней мере, последнюю гипотезу.
Анри Мартен в «Истории Франции» приводит анекдот: «Известно, что его
обнаружили окровавленного в своей комнате, с дырой в голове. Они пришли к
выводу, что он умер от выстрела из пистолета, что маркиз де Жирарден
хотел утаить факт самоубийства и получил у докторов протокол, в котором
смерть объяснялась серозным излиянием в мозг». Историк категорически
заключает: «Маска, изготовленная скульптором Гудоном, опровергает эту гипотезу». Ведь на ней «нет никакого пулевого отверстия».
Идея смерти Руссо имела любопытную литературную судьбу, одно из основных произведений об этом —
роман немецкого писателя Лиона Фейхтвангера «Мудрость чудака, или
Смерть и преображение Жан-Жака Руссо», вышедший в Берлине в 1953 году и
недавно переведенный на французский. В романе Жан-Жака убивает негодяй
Николас Монтрету, к тому же – любовник Терезы, об инертности которой он
пишет постоянно: «Она задремала. Николя восхитительно занимается любовью, и ему очень трудно отказать».
Через три года после Вольтера Руссо попадает в Пантеон. Церемония,
состоявшаяся в октябре 1794 года, стала поводом для народного ликования,
которое выглядело особенно ярко на фоне летнего свержения Робеспьера.
Народное признание вместо того, чтобы положить конец спорам о смерти
философа, только еще больше разожгло их. Корансе, старый друг Руссо и
издатель «Парижского дневника», опубликовал в 1798 году шесть
сенсационных статей в поддержку версии самоубийства. Подозревают, что
чуть позже роялисты осквернили могилу и развеяли пепел по ветру.
Император Наполеон III в 1866 году предположил, что склеп был осквернен.
Чтобы положить конец этим сомнениям, — можно даже сказать, этим внутренним драмам, —
могилы Вольтера (относительно которой высказывались аналогичные
опасения) и Руссо были с большой помпой вскрыты 18 декабря 1897 года. В
церемонии, помимо официальных лиц, в том числе Шарля Ларди, полномочного
представителя Швейцарии во Франции, участвовали Жан Гран-Картре, один
из лучших специалистов по Руссо того времени, и Жюль Кларети из
Французской академии. Они с облегчением обнаружили, что «скелет Жан-Жака Руссо превосходно сохранился, руки скрещены на груди, голова слегка наклонена влево, как у спящего человека». В протоколе также сказано, что «череп цел, нет никаких следов отверстий или переломов».
Итак, нас успокоили: Жан-Жак умер от апоплексического удара, а не от
выстрела. Но ему не хватает кости: если верить изданию L'Echo
républicain, одному из присутствующих удалось похитить большую берцовую
кость. Гонимый раскаянием, он вернул ценную реликвию на единственное
достойное ее место — к пьедесталу памятника, который Анри Гребе воздвиг в память о Руссо на центральной площади Эрменонвилля 18 октября 1908 года.
Понятно, что за этими не совсем здоровыми вопросами о судьбе трупа и точном характере его смерти таится — хотя они и сами по себе достаточно плохи — глубокая тревога. Речь идет о связи философа и действительности, главным образом, действительности его читателей.
Прежде всего, мы не знаем, как охарактеризовать его всестороннюю
гениальность. Музыкант ли он? Мы в этом сомневаемся, и нас почти
убеждает решительное суждение Берлиоза об опере Руссо «Деревенский
колдун», высказанное в его мемуарах: «Бедный Руссо (...), который
считал, что он окончательно раздавил Рамо (...) с этими его песенками,
напевчиками, жалкими рондо и соло (...) из которых состоит его
интермедия...». Ботаник ли он? Только энергичному, молодому и
талантливому японскому исследователю Такуя Кобаяси удастся нас в этом
убедить. Писатель ли он? Сам Руссо это отрицает, отвергая мнение тех,
кто восхищается его стилем, во имя победы правды – единственного, что с
его точки зрения имеет значение. Его политические сочинения имеют лишь
отдаленную связь с существующей действительностью: содержащиеся в его
«Общественном договоре» или обоих «Рассуждениях» образы способствуют
возникновению простейших понятий. Они позволяют задавать вопросы, а не
находить ответы.
Что удивительного в том, что люди во все времена пытались найти более реального Руссо, наделить его — пусть немного мрачным способом —
новой телесностью? Поиск истинных причин его смерти, спокойное
созерцание его останков в склепе Пантеона направлены на то, чтобы
сделать образ философа немного более материальным. Такое нездоровое
любопытство —
явление того же порядка, что и щекотливый вопрос о детях Руссо,
поднятый после выхода книжки Вольтера «Чувства граждан» (в своей
«Исповеди» Руссо, уже будучи нездоровым, говорит, что Тереза родила
пятерых детей, якобы отданных им в воспитательный дом. Неизвестно, были
ли это его собственные дети, т.к. семейная жизнь Руссо оказалась
неудачной. В брошюре Вольтер перенес свою идейную полемику с Руссо на
личную почву, собрав в ней массу грязных сплетен и обвинив его в том
числе и подкидывании детей в приют. – Прим. ред.). Того же порядка, что и
попытки спрятать творчество музыканта за так называемой
«музыкальностью» его прозы. Наконец, того же порядка, что попытки
спрятать мыслителя за образованным человеком.
История воображаемых смертей Руссо и выдумки, связанные с судьбой его
праха, свидетельствуют об обоснованной тревоге. Тревоге, которая
превращается в нас в последовательную систему, охватывающую все сферы
знания и отсылающую нас к нашей собственной ограниченности. Наша задача —
научиться справляться с этим помутнением разума, чтобы, восхищенно
перечитывая произведения Руссо, понять, чем была для него эта буря под
черепом.
|