40 лет назад повесть Джерома Селинджера «Над пропастью во ржи» появилась в Советском
Союзе. В настоящее время самое популярное произведение писателя
переживает второе рождение и пользуется особой популярностью в России:
его переиздают и даже изучают в школе.
Так, в некоторых челябинских гимназиях книга включена в обязательную
программу по литературе. Однако подростки если и читают повесть
Селинджера, то, в основном, потому, что это предписано требованием
учителя. Чаще же всего к книге, написанной от лица подростка, обращаются
уже в более зрелом возрасте.
Такую тенденцию психолог Марина Патова объясняет тем, что в книге
много глубоких переживаний, требующих серьёзных размышлений и
формирования собственной позиции к тем или иным вещам. При этом чтение,
отмечает психолог, само по себе уже является сложным процессом,
требующим гораздо больших физиологических усилий, нежели просмотр
какой-либо видеопродукции. А в произведении Селинджера на сложность
чтения накладывается ещё и сложность прочтения, потому что подобная
литература зиждется на подтекстах, которые надо расшифровать и понять.
Кроме этого, повесть «Над пропастью во ржи» основана на
социокультурных символах ХХ века, которые не понятны большей части
подрастающего поколения, воспитанного на элементах фаст-культуры —
видео, комиксах и мультиках, не требующих умственных усилий.
|