В последнем фильме Франсуа Озона «Ангел»
главная героиня — писательница-самоучка из провинции — не знала, как
открывают шампанское и откуда берутся дети, что, однако, не мешало ей
писать бесконечно недостоверные, но так же бесконечно популярные
любовные романы. Собравшиеся 16 августа на круглый стол в Доме Книги
писатели-фантасты подобными пробелами в образовании, конечно, не грешат,
но перед ними стояла проблема еще более сложная: они должны были
решить, что важнее для фантастического романа — полет фантазии или
достоверность фактов. Должен ли фантаст знать, с какой силой нужно
кидать копье, как выглядит пытка на дыбе, как устроен звездолет и
сколько должен весить вампир, чтобы летать, не нарушая законы физики?
Или же хорошая выдумка и увлекательный сюжет смогут скрыть нестыковки и
откровенные натяжки? Поскольку литераторы собрались весьма известные
(Александр Сидорович, Александр Мазин, Александр Прозоров, Елена
Первушина, Михаил Ахманов), спор принял интересный оборот. Каждый
писатель защищал свою точку зрения, полную нюансов и допущений. Кому-то
обязательна загадка, кому-то важны достоверные мелочи, кому-то — все
сразу... И при этом если учесть, что каждый из них имеет мощный довод в
свою пользу в виде написанных и изданных книг, то понятно, что спор этот
неразрешим. Почему люди покупают фантастическую литературу? Что их
более всего в ней привлекает? Конечно, это интересный вопрос, но он
касается больше маркетологов, чем талантливых авторов. И как верно
заметил Александр Сидорович, «главное — это не достоверность, а
убедительность. Герой должен быть убедительным и внутренне
непротиворечивым, тогда читатель в него поверит». Все же писатели-фантасты, несмотря на специфику жанра, пишут больше про людей, чем про звездолеты...
Помимо творческих споров у отечественных любителей фантастики есть и
другие проблемы. Несмотря на то, что объем выпускаемой фантастической
литературы у нас большой, и постоянно появляются новые авторы и новые
серии, специализированных периодических изданий очень мало. Одно из
таких изданий — журнал «FANтастика», последний номер которого был
предоставлен участникам круглого стола в Доме Книги. «FANтастика» — это
сравнительно молодой глянцевый журнал, посвященный жанру фантастики в
литературе, кино и играх, причем как компьютерных, так и настольных.
Издание существует немногим более полугода, но уже успело увеличить свой
тираж с 10 до 15 тысяч и, по словам креативного директора Василия
Владимирского, является вполне коммерчески успешным. «Наш журнал ориентирован на фантастику во всех сферах медийных искусств, но в первую очередь — на литературу»,
— заявил корреспонденту Lenizdat.ru г-н Владимирский. Действительно,
рецензии на книги занимают, пожалуй, больше всего места среди рубрик
журнала, да и многие критические статьи тоже посвящены фантастической
литературе. Следует заметить, что ориентация на литературу отразилась и
на выборе авторов журнала. Предпочтение отдается не журналистам, а
профессиональным писателям и критикам, которые, безусловно, лучше
разбираются в такой специфической области, как фантастическая
литература. «FANтастика» сотрудничает с такими известными российскими
авторами как Елена Хаецкая, Сергей Бережной, Роман Арбитман. Василий
Владимирский подчеркнул, что уникальность изданию придает еще и то, что
большое внимание уделяется жанру анимэ. «Сегодня в России только один журнал занимается анимэ — "Анимэ-гид", и то сейчас у него меняется формат», — пояснил он.
Сегмент периодики, ориентированной на современных молодых любителей
фантастики в настоящее время очень мал. Пожалуй, «FANтастика» и «Мир
фантастики» — вот те журналы, которые можно назвать навскидку. Они
направлены на то, чтобы быть гидом по огромному количеству игр, книг и
фильмов, помочь сориентироваться и выбрать самое нужное и интересное. А
пока писатели-фантасты спорят, нужно ли изучать устройство звездолета,
каждый может полистать журнал и попытаться разобраться в нелегких
стратегиях настолок или почитать рецензии на бесконечные серии книг о
гибели какого-нибудь выдуманного мира, что само по себе уже является
достаточно увлекательным занятием.
|