Страна: | Германия | Родился: | 1927-05-14 |
Герберт В. Франке
(полное имя — Герберт Вернер Франке / Herbert Werner Franke) родился 14
мая 1927 года в городе Вена. Здесь он изучал физику, математику, химию,
психологию и философию. Франке получил свою докторскую степень по
теоретической физике в 1950 году, написав диссертацию по электронной
оптике. С 1957 года работал как свободный писатель. С 1973 по 1997 года
он проводил лекции по кибернетической эстетике в Мюнхенском
университете. В 1979 году Франке основал Ars Electronica в Линце,
Австрия. В 1979 и 1980 он читал лекции «Введение в перцептивную
психологию» в Билефельдском университете дизайна. Также в 1980 году
Франке стал избранным членом немецкого клуба PEN. В этом же году
получает звания профессора. Начал печатать собственную НФ с 1953 г.
Живет в Мюнхене. Известность Франке принесли его
первые, остроумные и парадоксальные, НФ рассказы (часто — миниатюры в
пол-страницы), в основном составившие сборники — «Der grüne
Komet»(1960), «Fahrt zum Licht»(1962); более поздние рассказы включены в
сборники — «Einsteins Erben»(1972), «Zarathustra kehrt zuruck»(1977),
«Paradies 3000»(1981), «Der Atem der Sonne»(1986), «Spiegel der
Gedanken»(1990). В начале 1960-х гг. Франке
неожиданно «выстрелил» обоймой из оригинальных романов-антиутопий, на
долгие годы ставшие эталоном для национальной НФ (и по сей день
остающимися вершиной творчества писателя); все вместе они представляют
автора как «неутомимого адского конструктора, предлагающего читателю
один проект технократической преисподней за другим» (Ф.Роттенштайнер). В
романе «Das Gedankennetz»(1961) Франке следует традиции Е.Замятина и
Д.Оруэлла, изображая мир-застенок, где строгой регламентации подлежит
также и сфера подсознательного (а самым страшным криминалом признается
наличие фантазии, воображения). Герои «Клетка для орхидей» [Der
Orchideenkäfig] (1961; рус. сокр. 1984; доп. 1991) сталкиваются на
другой планете с отвратительной «растительной» утопией, наступившей
после того, как гедонистическое стремление к комфорту побудили
цивилизацию переложить решение вообще всех проблем на машины; «люди», на
долю которых остались одни наслаждения, по сути превратились в
стагнирующие растительные организмы. Милитаристская «утопия»-казарма
построена в «Стеклянной западне» [Die Glassfalle] (1962; рус. 1991), а
сложный и многоплановый роман «Башня из слоновой кости» [Der
Elfenbeinturm] (1965; рус. 1991) представляет собой как бы причудливую
смесь всех перечисленных антиутопий. Среди других
произведений Франке выделяется роман «Zone Null»(1970), действие
которого развертывается в мире после катастрофы. Опустошительная мировая
война на долгие годы изолировала «зоной-нуль» — областью сплошных
разрушений две колонии выживших; основной конфликт романа построен на
сравнении и противопоставлении двух антиутопий — тоталитарной и
анархистско-гедонистской, представляющих собой очевидный намек на
актуальную политическую ситуацию (сам автор не делал секрета из
напрашивавшейся аналогии: зона-нуль — Берлинская стена). Также интерес
представляют «информационная» антиутопия «Игрек-минус» [Ypsilon Minus]
(1976; рус. 1986), навеянная «Дивным новым миром» О.Хаксли, и роман
«Трансплутон» [Transpluto] (1982; рус. 2006), в котором загадочная новая
планета Солнечной системы буквально морочит голову экспедиции землян,
удерживая их от выхода за пределы системы, к звездам. Книги
Франке переведены на многие языки мира, отмечены литературными
премиями. Известная еженедельная немецкая газета «Die Zeit» назвала
Франке «самым видным немецким автором в жанре научной фантастики». |